Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева

Система менеджмента качества

ВКГТУ в числе первых среди вузов Казахстана внедрил у себя систему менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9001:2008. Сертификат соответствия № 20688 от 21 марта 2006 г. выдан Британской компанией NQA GLOBAL ASSURANGE. В результате очередного надзорного аудита, проведенного международной компанией “SGS” (Швейцария) в 2016г. действие сертификата продлено до 2018 года.

Область применения СМК ВКГТУ распространяется на:

  • разработку и предоставление образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования
  • проведение научных исследований и научно-производственной деятельности
  • реализацию программ профессионального развития.

В университете в рамках СМК разработана процессная модель, в которой определены, идентифицированы и классифицированы процессы, характерные для СМК ВКГТУ им. Д.Серикбаева.

Развивающаяся модель СМК включает в себя несколько специальных инструментов:

  • Постоянный мониторинг образовательного процесса 
  • Независимый итоговый контроль и оценка знаний студентов 
  • Автоматизированная система сбора и обработки информации об образовательном процессе, представленная в электронном виде на S-PORTAL
  • Стимулирование качественного труда ППС и сотрудников университета (Рейтинг ППС и сотрудников)
  • С целью активного вовлечения ППС и сотрудников в процесс позитивных перемен применяется стратегия «Кайдзен» - (стратегия непрерывных улучшений) 
  • Анализ удовлетворенности внешних и внутренних потребителей 
  • Эффективное использование корректирующих процедур и предупреждающих действий
  • Проведение внутренних аудитов.

В вузе функционирует Координационный совет по СМК, который определяет стратегию развития и политику в области качества, эффективно контролирует управление процессами. Координационный совет по СМК функционирует на основании «Положения о Координационном совете по СМК ВКГТУ». Возглавляет КС по СМК - представитель руководства по качеству. 

Так же имеется структура, отвечающая за функционирование и поддержание СМК - Управление стратегического планирования, развития и качества. На факультетах, кафедрах и в отделах назначены уполномоченные по качеству, которые непосредственно руководят службой качества данного подразделения.

Документация СМК включает в себя Руководство по качеству, Политику и цели в области качества, Документированные процедуры (27), Инструкций (6), Положений(22), Формы (12). Указанные документы доступны всем пользователям образовательного портала. В университете действует система электронного документа оборота «Directum», которая значительно улучшила и сделала эффективным документооборот в целом.

По принципу ориентация на потребителя, в университете действует система оценки удовлетворенности потребителей предоставляемых услуг: 

  • анализа результатов самоаттестации вуза; 
  • проведения плановых встреч высшего руководства со студентами и сотрудниками вуза, общих собраний факультетов, групп; 
  • анкетирования абитуриентов, студентов, выпускников, преподавателей, работодателей и пр.; 
  • анализа пожеланий и отзывов со стороны организаций о выпускниках; 
  • анализа выпуска методической продукции; 
  • анализа выпуска научной продукции, по отзывам заказчиков, актам приемки-сдачи, количеству и уровню научных публикаций, проведенных научных форумов. 

В частности, на уровне университета ежегодно проводится несколько видов анкетирования:

«Университет глазами выпускников», «Преподаватель глазами коллег», «Преподаватель глазами студентов», «Анкета первокурсника», «Оценка СМК», «Опрос работодателей», «Удовлетворенность условиями труда». Результаты анкетирования анализируются и докладываются на заседаниях коллегиальных органов, при этом принимаются при необходимости соответствующие корректирующие и предупреждающие действия. Материалы анкетирования представлены на сайте университета. 

На уровне процедур проводится анкетирование слушателей различных обучающих семинаров, которые организуются в университете, а также анкетирование студентов с целью изучения оценки качества преподавания учебных дисциплин («Анкета обратной связи по дисциплине»).

По принципу постоянное улучшение и вовлечение персонала в университете утверждена Документированная процедура ВКГТУ 806 «Стратегия КАЙДЗЕН», которая имеет своей целью активизацию вовлечения всего персонала в процесс непрерывного улучшения качества всех видов деятельности. Она регулирует все процедуры, связанные с оформлением, подачей и рассмотрением Идеи, а также порядок вознаграждения сотрудника за Идею и ее реализацию. 

Кроме того, в рамках реализации процесса постоянного улучшения разработана Документированная процедура «Внутренний и внешний бенчмаркинг».

Таким образом, наличие в ВКГТУ сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. Результативная и эффективная СМК - основа конкурентного преимущества университета, и, как следствие, его стабильное финансовое положение и высокий уровень прибыли.