История архитектуры Казахстана
内容描述: Рассматривается эволюция зодчества на территории современного Казахстана, изучаются факторы, предпосылки и основные исторические периоды развития архитектуры, типология и наиболее выдающиеся памятники, а также особенности и тенденции формирования архитектурно-градостроительной культуры регионов.
贷款数: 3
Пререквизиты:
- Современная история Казахстана
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 15 |
*sro(zh-CN)* | 45 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Комплексный экзамен, включающий: - блок тестовых вопросов, охватывающих весь курс; - теоретический вопрос, предполагающий зарисовки архитектурных объектов, типологических схем и т.п.; - творческое экспресс-задание на эскиз объекта в исторической застройке. |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- изучение основных достижений архитектуры Казахстана, исторических этапов, архитектурных школ, наиболее характерных памятников и прогрессивных тенденций традиционного зодчества регионов, генезиса архитектурных форм сооружений с древнейших времен до начала XXI века.
Задача
- ознакомление с факторами формирования архитектуры и градостроительства в процессе их развития;
- изучение терминологического аппарата, типологии и региональных особенностей эволюции зданий и сооружений;
- рассмотрение прогрессивных тенденций традиционного зодчества регионов;
- формирование у студентов представления о связи между историческими культурными процессами и современной архитектурной теорией и практикой.
- освоение историко-архитектурного анализа памятников архитектуры.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знание основных исторических этапов развития зодчества Казахстана с древнейших времен до ХХ века, а также типологию сооружений и выдающиеся памятники регионов каждого этапа;
- знать главные исторические, социально-экономические и природно-климатические предпосылки формообразования и тенденции развития архитектуры регионов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- грамотно использовать ключевые архитектурные и искусствоведческие понятия и термины;
Результат обучения: формирование суждений
- работать со специальной исторической литературой (архивными данными, картографическими данными) при написании рефератов;
- уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия;
Результат обучения: коммуникативные способности
- использовать знания по формированию исторической предметно-пространственной среды в современной практике архитектурного проектирования;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- проводить историко-архитектурный анализ памятников архитектуры;
- творчески использовать архитектурно-градостроительное наследие в современной практике проектирования жилых, общественных и градостроительных объектов;
*TeachingMethods(zh-CN)*
традиционные технологии - лекции с сопровождением презентациями;
инновационные технологии (в том числе в виде занятий-экскурсий к историческим объектам).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Тест 1 | 0-100 |
Рейтинговая контрольная 1 | ||
Обоснование темы реферата. Структура реферата. | ||
Разделы реферата (первая редакция) | ||
Конспекты лекций | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Тест 2 | 0-100 |
Рейтинговая контрольная 2 | ||
Оформление реферата | ||
Содержание реферата | ||
Защита реферата | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Комплексный экзамен, включающий: - блок тестовых вопросов, охватывающих весь курс; - теоретический вопрос, предполагающий зарисовки архитектурных объектов, типологических схем и т.п.; - творческое экспресс-задание на эскиз объекта в исторической застройке. | 1. Не менее 90% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса с компетентным использованием профессиональной терминологии. Раскрытие темы вопроса – не менее 90%. 3. Сопровождение всего текста теоретического вопроса поясняющими рисунками и схемами. 4. Креативность идеи и эстетика эскиза на высоком графическом уровне. | 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 70 до 89%. 2. Логичное и достаточно грамотное письменное изложение теоретического вопроса с небольшими неточностями. Компетентное использование профессиональной терминологии с незначительными ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 70%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса основными поясняющими рисунками и схемами, с небольшими погрешностями. 4. Креативность идеи и эстетика эскиза на хорошем графическом уровне. | 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 50 до 69%. 2. Недостаточно логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами. 4. Креативность отсутствует, используются типовые решения. Эстетика эскиза на удовлетворительном графическом уровне. | 1. Менее 50% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Отсутствие логики и грубые ошибки в письменном изложении теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с грубыми ошибками. Раскрытие темы вопроса – менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами с существенными ошибками либо полное их отсутствие. 4. Креативность отсутствует, используются типовые решения. Эстетика эскиза на неудовлетворительном графическом уровне. |
Тест | Правильное выполнение не менее 90% заданий. | Правильное выполнение от 70 до 89%заданий | Правильное выполнение от 50 до 69% заданий | Правильное выполнение менее 50% заданий |
Реферат | Выполнены все требования к написанию реферата. Содержание темы раскрыто полностью в соответствии с выбранной темой, имеются обоснованные выводы по каждому разделу; работа оформлена правильно, имеются несущественные стилистические ошибки; работа выполнена самостоятельно, вся выбранная литература актуальна, проанализирована и использована в работе. Выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению. | Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты. Содержание работы в основном соответствует теме, выводы в основном соответствуют содержанию раздела; работа оформлена в основном правильно, имеются некоторые несущественные стилистические и грамматические ошибки; работа выполнялась самостоятельно, не вся использованная литература актуальна. Объем может быть завышен либо занижен, но не более чем на 10%. | Имеются существенные отступления от требований к реферату. Содержание работы частично соответствует теме, выводы сделаны не по всем разделам работы или частично соответствуют содержанию раздела; работа оформлена в основном правильно, имеются некоторые существенные стилистические и грамматические ошибки; работа выполнялась самостоятельно, использована в основном не актуальная либо несоответствующая теме литература. Объем может быть завышен либо занижен, но не более чем на 20%. | Тема реферата не раскрыта, содержание работы не соответствует заявленной теме; выводы отсутствуют или не соответствуют содержанию раздела, текст работы оформлен небрежно, неразборчиво, имеются грубые стилистические и грамматические ошибки, наблюдается бездумное переписывание фрагментов текста из одного или нескольких источников. Объем завышен либо занижен более чем на 30% от требуемого. |
Контрольная работа | Работа в объеме не менее 90% заданий, без ошибок и недочетов. | Работа выполнена в объеме от 70 до 89% заданий, может содержать одну грубую ошибку или не более трех незначительных недочетов. | Работа выполнена в объеме не менее 50% заданий, может содержать одну грубую ошибку и не более трех незначительных недочетов либо две грубых ошибки, либо не более пяти недочетов. | Работа выполнена в объеме менее 50% заданий, либо в половине заданий допущены небольшие ошибки, либо в трети заданий допущены грубые ошибки. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Место и роль курса в программе обучения студентов-архитекторов. Особенности становления архитектуры на территории Казахстана.
- Архитектура Древнего периода. Погребальные памятники Древнего периода: менгиры, дольмены, цисты, котан-тасы. Гробницы Аксу-Аюлы и Бегазы. Мавзолеи Тагискена и Баланды-2.
- Архитектура Казахстана периода саков, усуней и канглы (начало I тыс. – VIII в.). Жилища, поселения и погребальные сооружения саков, усуней, канглов. Комплекс курганов Иссык, Бесшатыра, Береля.
- Архитектура и градостроительство Казахстана и Средней Азии раннего средневековья (VI – сер.IX вв.). Храм Баба-Ата, Замок-дворец Акыртас, мавзолеи Домбаул, Баян-Сулу и Козы-Корпеш.
- Истоки и становление традиционных форм зодчества Средней Азии и Казахстана под влиянием религиозно-духовных воззрений Ислама.
- Архитектура и градостроительство Казахстана и Средней Азии эпохи средневековья (X – XII вв.).
- Архитектура и градостроительство Казахстана в период позднего средневековья нач.XIII – XIV вв. и в период формирования и развития Казахского ханства - XV-нач.XVIII вв. Многофункциональный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави, его роль в развитии зодчества региона.
- Влияние русской, европейской и среднеазиатской архитектурно-градостроительных традиций на развитие зодчества Казахстана в XVIII - нач.XX вв. Формирование линии крепостных поселений на Севере, Востоке и Юге Казахстана. Типология зданий и сооружений.
- Формирование и развитие архитектуры торгово-промышленных городов сер. XIX – нач.ХХ вв. Типология зданий и сооружений. Культовые сооружения (церкви, мечети). Влияние различных стилей на формирование облика городов Казахстана (классицизм, модерн, «кирпичный стиль»).
- Архитектурно-градостроительное развитие Алматы (сер.XIX – нач.XXI вв.).
- Архитектурно-градостроительное развитие Астаны (сер.XIX – нач.XXI вв.).
Основная литература
- Глаутдинов Б. Эволюция зодчества Казахстана с древности до начала ХХ века: монография. – Алматы: «ТОО Алейрон», 2016. – 606 с.
- История искусств Казахстана: учебник/А.С.Галимжанова. – Алматы, 2006. – 247 с.
- Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбыльская область: энциклопедия, - Алматы: РГП «НИПИ ПМК», 2002. -363 с.
- Байпаков К. Древние города Казахстана.-Алматы: «Аруна Ltd», 2005. – 316 с.
Дополнительная литература
- Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура Советского Казахстана. – М: Стройиздат, 1987. – 309 с.
- Маргулан А.Х., Мендикулов М.М., Басенов Т.К. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959 г.- 87 с.
- Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 272 с.
- электронный журнал «Градостроительство»/ http://gosstroy-vniintpi.ru/grado.htm
- электронный журнал «Архитектурный вестник»/ http://archvestnik.ru/
- международный электронный научный журнал «Архитектура, градостроительство и дизайн» http://aud-journal.com/index.php/ru/
- базы данных Scopus (scopus.com), Thomson Reuters (thomsonreuters.com), Академия Google (scholar.google.ru).