История архитектуры Казахстана

Феоктистова Елена Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Рассматривается эволюция зодчества на территории современного Казахстана, изучаются факторы, предпосылки и основные исторические периоды развития архитектуры, типология и наиболее выдающиеся памятники, а также особенности и тенденции формирования архитектурно-градостроительной культуры регионов.

贷款数: 3

Пререквизиты:

  • Современная история Казахстана

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 15
*sro(zh-CN)* 45
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Комплексный экзамен, включающий: - блок тестовых вопросов, охватывающих весь курс; - теоретический вопрос, предполагающий зарисовки архитектурных объектов, типологических схем и т.п.; - творческое экспресс-задание на эскиз объекта в исторической застройке.

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение основных достижений архитектуры Казахстана, исторических этапов, архитектурных школ, наиболее характерных памятников и прогрессивных тенденций традиционного зодчества регионов, генезиса архитектурных форм сооружений с древнейших времен до начала XXI века.
Задача
  • ознакомление с факторами формирования архитектуры и градостроительства в процессе их развития;
  • изучение терминологического аппарата, типологии и региональных особенностей эволюции зданий и сооружений;
  • рассмотрение прогрессивных тенденций традиционного зодчества регионов;
  • формирование у студентов представления о связи между историческими культурными процессами и современной архитектурной теорией и практикой.
  • освоение историко-архитектурного анализа памятников архитектуры.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знание основных исторических этапов развития зодчества Казахстана с древнейших времен до ХХ века, а также типологию сооружений и выдающиеся памятники регионов каждого этапа;
  • знать главные исторические, социально-экономические и природно-климатические предпосылки формообразования и тенденции развития архитектуры регионов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • грамотно использовать ключевые архитектурные и искусствоведческие понятия и термины;
Результат обучения: формирование суждений
  • работать со специальной исторической литературой (архивными данными, картографическими данными) при написании рефератов;
  • уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать знания по формированию исторической предметно-пространственной среды в современной практике архитектурного проектирования;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • проводить историко-архитектурный анализ памятников архитектуры;
  • творчески использовать архитектурно-градостроительное наследие в современной практике проектирования жилых, общественных и градостроительных объектов;
*TeachingMethods(zh-CN)*

традиционные технологии - лекции с сопровождением презентациями;

инновационные технологии (в том числе в виде занятий-экскурсий к историческим объектам).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Тест 1 0-100
Рейтинговая контрольная 1
Обоснование темы реферата. Структура реферата.
Разделы реферата (первая редакция)
Конспекты лекций
2  *Rating(zh-CN)* Тест 2 0-100
Рейтинговая контрольная 2
Оформление реферата
Содержание реферата
Защита реферата
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Комплексный экзамен, включающий: - блок тестовых вопросов, охватывающих весь курс; - теоретический вопрос, предполагающий зарисовки архитектурных объектов, типологических схем и т.п.; - творческое экспресс-задание на эскиз объекта в исторической застройке. 1. Не менее 90% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса с компетентным использованием профессиональной терминологии. Раскрытие темы вопроса – не менее 90%. 3. Сопровождение всего текста теоретического вопроса поясняющими рисунками и схемами. 4. Креативность идеи и эстетика эскиза на высоком графическом уровне. 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 70 до 89%. 2. Логичное и достаточно грамотное письменное изложение теоретического вопроса с небольшими неточностями. Компетентное использование профессиональной терминологии с незначительными ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 70%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса основными поясняющими рисунками и схемами, с небольшими погрешностями. 4. Креативность идеи и эстетика эскиза на хорошем графическом уровне. 1. Правильные ответы на тестовые вопросы от 50 до 69%. 2. Недостаточно логичное и грамотное письменное изложение теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с ошибками. Раскрытие темы вопроса – не менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами. 4. Креативность отсутствует, используются типовые решения. Эстетика эскиза на удовлетворительном графическом уровне. 1. Менее 50% правильных ответов на тестовые вопросы. 2. Отсутствие логики и грубые ошибки в письменном изложении теоретического вопроса. Использование профессиональной терминологии с грубыми ошибками. Раскрытие темы вопроса – менее 50%. 3. Сопровождение текста теоретического вопроса некоторыми поясняющими рисунками и схемами с существенными ошибками либо полное их отсутствие. 4. Креативность отсутствует, используются типовые решения. Эстетика эскиза на неудовлетворительном графическом уровне.
Тест Правильное выполнение не менее 90% заданий. Правильное выполнение от 70 до 89%заданий Правильное выполнение от 50 до 69% заданий Правильное выполнение менее 50% заданий
Реферат Выполнены все требования к написанию реферата. Содержание темы раскрыто полностью в соответствии с выбранной темой, имеются обоснованные выводы по каждому разделу; работа оформлена правильно, имеются несущественные стилистические ошибки; работа выполнена самостоятельно, вся выбранная литература актуальна, проанализирована и использована в работе. Выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению. Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты. Содержание работы в основном соответствует теме, выводы в основном соответствуют содержанию раздела; работа оформлена в основном правильно, имеются некоторые несущественные стилистические и грамматические ошибки; работа выполнялась самостоятельно, не вся использованная литература актуальна. Объем может быть завышен либо занижен, но не более чем на 10%. Имеются существенные отступления от требований к реферату. Содержание работы частично соответствует теме, выводы сделаны не по всем разделам работы или частично соответствуют содержанию раздела; работа оформлена в основном правильно, имеются некоторые существенные стилистические и грамматические ошибки; работа выполнялась самостоятельно, использована в основном не актуальная либо несоответствующая теме литература. Объем может быть завышен либо занижен, но не более чем на 20%. Тема реферата не раскрыта, содержание работы не соответствует заявленной теме; выводы отсутствуют или не соответствуют содержанию раздела, текст работы оформлен небрежно, неразборчиво, имеются грубые стилистические и грамматические ошибки, наблюдается бездумное переписывание фрагментов текста из одного или нескольких источников. Объем завышен либо занижен более чем на 30% от требуемого.
Контрольная работа Работа в объеме не менее 90% заданий, без ошибок и недочетов. Работа выполнена в объеме от 70 до 89% заданий, может содержать одну грубую ошибку или не более трех незначительных недочетов. Работа выполнена в объеме не менее 50% заданий, может содержать одну грубую ошибку и не более трех незначительных недочетов либо две грубых ошибки, либо не более пяти недочетов. Работа выполнена в объеме менее 50% заданий, либо в половине заданий допущены небольшие ошибки, либо в трети заданий допущены грубые ошибки.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Место и роль курса в программе обучения студентов-архитекторов. Особенности становления архитектуры на территории Казахстана.
  • Архитектура Древнего периода. Погребальные памятники Древнего периода: менгиры, дольмены, цисты, котан-тасы. Гробницы Аксу-Аюлы и Бегазы. Мавзолеи Тагискена и Баланды-2.
  • Архитектура Казахстана периода саков, усуней и канглы (начало I тыс. – VIII в.). Жилища, поселения и погребальные сооружения саков, усуней, канглов. Комплекс курганов Иссык, Бесшатыра, Береля.
  • Архитектура и градостроительство Казахстана и Средней Азии раннего средневековья (VI – сер.IX вв.). Храм Баба-Ата, Замок-дворец Акыртас, мавзолеи Домбаул, Баян-Сулу и Козы-Корпеш.
  • Истоки и становление традиционных форм зодчества Средней Азии и Казахстана под влиянием религиозно-духовных воззрений Ислама.
  • Архитектура и градостроительство Казахстана и Средней Азии эпохи средневековья (X – XII вв.).
  • Архитектура и градостроительство Казахстана в период позднего средневековья нач.XIII – XIV вв. и в период формирования и развития Казахского ханства - XV-нач.XVIII вв. Многофункциональный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави, его роль в развитии зодчества региона.
  • Влияние русской, европейской и среднеазиатской архитектурно-градостроительных традиций на развитие зодчества Казахстана в XVIII - нач.XX вв. Формирование линии крепостных поселений на Севере, Востоке и Юге Казахстана. Типология зданий и сооружений.
  • Формирование и развитие архитектуры торгово-промышленных городов сер. XIX – нач.ХХ вв. Типология зданий и сооружений. Культовые сооружения (церкви, мечети). Влияние различных стилей на формирование облика городов Казахстана (классицизм, модерн, «кирпичный стиль»).
  • Архитектурно-градостроительное развитие Алматы (сер.XIX – нач.XXI вв.).
  • Архитектурно-градостроительное развитие Астаны (сер.XIX – нач.XXI вв.).
Основная литература
  • Глаутдинов Б. Эволюция зодчества Казахстана с древности до начала ХХ века: монография. – Алматы: «ТОО Алейрон», 2016. – 606 с.
  • История искусств Казахстана: учебник/А.С.Галимжанова. – Алматы, 2006. – 247 с.
  • Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбыльская область: энциклопедия, - Алматы: РГП «НИПИ ПМК», 2002. -363 с.
  • Байпаков К. Древние города Казахстана.-Алматы: «Аруна Ltd», 2005. – 316 с.
Дополнительная литература
  • Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура Советского Казахстана. – М: Стройиздат, 1987. – 309 с.
  • Маргулан А.Х., Мендикулов М.М., Басенов Т.К. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959 г.- 87 с.
  • Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : учеб. пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 272 с.
  • электронный журнал «Градостроительство»/ http://gosstroy-vniintpi.ru/grado.htm
  • электронный журнал «Архитектурный вестник»/ http://archvestnik.ru/
  • международный электронный научный журнал «Архитектура, градостроительство и дизайн» http://aud-journal.com/index.php/ru/
  • базы данных Scopus (scopus.com), Thomson Reuters (thomsonreuters.com), Академия Google (scholar.google.ru).