Методы дизайна

Гурская Оксана Евгеньевна

Портфолио преподавателя

Описание: Мировоззренческие, методологические и методические основы профессиональной деятельности дизайнера. Методы направленного творческого поиска, развития воображения и разработки проектных решений. Методы психологической активизации творческого процесса и генерирования проектной идеи. Применение на практике инструментов творческого поиска для разработки дизайн-проекта.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы композиции

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Творческий экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • приобретение знаний о методах дизайн-проектирования, взаимосвязи методологии и практической деятельности.
Задача
  • овладение профессиональной лексикой; категориями профессиональной этики; методами дизайна, как формой проектной культуры;
  • понимание методической основы организации процессов дизайн-проектирования;
  • использование классификации методов дизайн-проектирования при выборе решения практических вопросов;
  • определение эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
  • понимать и использовать профессиональную терминологию дизайна;
  • понимать методические основы организации процессов дизайн-проектирования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять классификацию методов дизайн-проектирования при выборе решения;
  • применять понимание взаимосвязи методологии и практической деятельности;
Результат обучения: формирование суждений
  • оценивать степень эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • обсуждать и обосновывать творческие идеи в дизайне;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • воспринимать и интерпретировать применяемые методы проектной работы;
  • обобщать полученные навыки формирования творческого замысла.
Методы преподавания

Метод конструктивного решения - командная работа и развитие творческих способностей учащихся. Проблемно-ориентированное обучение - метод активного обучения, постановка проблемы и самостоятельный или в группе поиск решений.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Подготовка графических примеров визуального мышления. 0-100
Подготовка вопросов "5 почему" по теме проекта.
Подготовка серии из 10 эвристических вопросов.
Подготовка графической ассоциации по выбранной теме.
2  рейтинг Подготовка графической работы на ослабление связей по выбранной теме. 0-100
Подготовка объемной клаузуры по выбранной теме "Экодизайн".
Выполнение задания на стилизацию заданного образа.
Выполнение задания по теме выхода за рамки.
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Экзамен Содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы практических занятий
  • Введение
  • Особенности дизайнерского мышления
  • Ментальные карты как метод проектирования
  • Эвристические (интуитивные) методы проектирования
  • Метод ассоциаций
  • Мозговой штурм
  • Метод деконструкции
  • Метод интеграции
  • Метод модернизации
  • Метод обобщения
  • Метод гиперболизации
  • Метод "Выход за рамки"
  • Фрактальный метод
  • Генеративный дизайн
  • Различные классификации креативных методов
Основная литература
  • Жангужинова, М. Е. Основы художественной графики [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Жангужинова ; Министерство образования и науки Республики Казахстан, АТУ. - Алматы : ТОО "Лантар Трейд", 2020. - 106 с.
  • ArCon:Визуальная Архитектура:Лучший дизайнер интерьеров квартир и офисов [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : ЕВРОСОФТ, Б. г.. - 1 CD-ROM.
  • Стандарт комплексного развития территорий Республики Казахстан [Текст] . - Астана : [б. и.], 2023 - Каталог 1 : Каталог элементов и узлов открытых пространств : стандарт / под редакцией. А. Н. Абдрановой. - 460 с.
  • Экспозиция дизайнының негіздері [Текст] : Оқулық / сост. Г. Ш. Тогабаева. - Алматы : Лантар Books, 2022.
Дополнительная литература
  • Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.1. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 278 c.
  • Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 392 c.
  • Дизайн архитектурной среды [Текст] : учебник / Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко и др. - М. : Архитектура-С, 2004. - 503 c.
  • Основы теории и методологии дизайна [Текст] : учеб. пособие / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2001. - 251 c.
  • Очерки истории материальной культуры и дизайна : научное издание / Л.Р.Турганбаева. - Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 447 c.
  • Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна: Учеб. пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. – 72 с.