Методы дизайна
Описание: Мировоззренческие, методологические и методические основы профессиональной деятельности дизайнера. Методы направленного творческого поиска, развития воображения и разработки проектных решений. Методы психологической активизации творческого процесса и генерирования проектной идеи. Применение на практике инструментов творческого поиска для разработки дизайн-проекта.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Основы композиции
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | |
Практические работы | 45 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Творческий экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- приобретение знаний о методах дизайн-проектирования, взаимосвязи методологии и практической деятельности.
Задача
- овладение профессиональной лексикой; категориями профессиональной этики; методами дизайна, как формой проектной культуры;
- понимание методической основы организации процессов дизайн-проектирования;
- использование классификации методов дизайн-проектирования при выборе решения практических вопросов;
- определение эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
- понимать и использовать профессиональную терминологию дизайна;
- понимать методические основы организации процессов дизайн-проектирования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять классификацию методов дизайн-проектирования при выборе решения;
- применять понимание взаимосвязи методологии и практической деятельности;
Результат обучения: формирование суждений
- оценивать степень эффективности применяемых методов дизайна в профессиональной деятельности;
Результат обучения: коммуникативные способности
- обсуждать и обосновывать творческие идеи в дизайне;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- воспринимать и интерпретировать применяемые методы проектной работы;
- обобщать полученные навыки формирования творческого замысла.
Методы преподавания
Метод конструктивного решения - командная работа и развитие творческих способностей учащихся. Проблемно-ориентированное обучение - метод активного обучения, постановка проблемы и самостоятельный или в группе поиск решений.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Подготовка графических примеров визуального мышления. | 0-100 |
Подготовка вопросов "5 почему" по теме проекта. | ||
Подготовка серии из 10 эвристических вопросов. | ||
Подготовка графической ассоциации по выбранной теме. | ||
2 рейтинг | Подготовка графической работы на ослабление связей по выбранной теме. | 0-100 |
Подготовка объемной клаузуры по выбранной теме "Экодизайн". | ||
Выполнение задания на стилизацию заданного образа. | ||
Выполнение задания по теме выхода за рамки. | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Экзамен | Содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. | Содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы практических занятий
- Введение
- Особенности дизайнерского мышления
- Ментальные карты как метод проектирования
- Эвристические (интуитивные) методы проектирования
- Метод ассоциаций
- Мозговой штурм
- Метод деконструкции
- Метод интеграции
- Метод модернизации
- Метод обобщения
- Метод гиперболизации
- Метод "Выход за рамки"
- Фрактальный метод
- Генеративный дизайн
- Различные классификации креативных методов
Основная литература
- Жангужинова, М. Е. Основы художественной графики [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Жангужинова ; Министерство образования и науки Республики Казахстан, АТУ. - Алматы : ТОО "Лантар Трейд", 2020. - 106 с.
- ArCon:Визуальная Архитектура:Лучший дизайнер интерьеров квартир и офисов [Электронный ресурс] : учебное пособие. - М. : ЕВРОСОФТ, Б. г.. - 1 CD-ROM.
- Стандарт комплексного развития территорий Республики Казахстан [Текст] . - Астана : [б. и.], 2023 - Каталог 1 : Каталог элементов и узлов открытых пространств : стандарт / под редакцией. А. Н. Абдрановой. - 460 с.
- Экспозиция дизайнының негіздері [Текст] : Оқулық / сост. Г. Ш. Тогабаева. - Алматы : Лантар Books, 2022.
Дополнительная литература
- Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.1. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 278 c.
- Михайлов, Сергей Михайлович. История дизайна : учебник. Т.2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М.Михайлов. - М. : Союз дизайнеров России, 2004. - 392 c.
- Дизайн архитектурной среды [Текст] : учебник / Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко и др. - М. : Архитектура-С, 2004. - 503 c.
- Основы теории и методологии дизайна [Текст] : учеб. пособие / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский. - М. : МЗ-Пресс, 2001. - 251 c.
- Очерки истории материальной культуры и дизайна : научное издание / Л.Р.Турганбаева. - Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 447 c.
- Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна: Учеб. пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2017. – 72 с.