Психология

Баталова Жанна Владимировна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Социально-психологические свойства личности. Активность личности и ее формирование. Место эмоций в управлении поведением человека. Общение – основа межличностных отношений. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Социально-психологические особенности процесса управления коллективом. Лидерство и руководство. Психологические особенности конфликтов и способы их разрешения в коллективе.

Betrag der Credits: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 15
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle ответить на устный экзамен

Komponente: Обязательный компонент

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задача
  • Дать целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; - развить психолого-педагогическое мышление; - усилить прикладную направленность курса для самостоятельного использования
Результат обучения: знание и понимание
  • Знает основные понятия о принципах функционирования психики; - психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»; - различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Проводит специальные исследования по актуальным жизненным проблемам; - умеет планировать работу по самоизменению и саморазвитию; - составляет исследовательские проекты на стыке психологии и специальности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирует основные системы психологических понятий и представлений о современной психологии как целостной картине в научном мышлении обучаемых.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативная компетентность в психолого-педагогическом аспекте.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; - самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; – Способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; – способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Lehrmethoden

Интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный ответ на семинары 1-7 0-100
Выполнение 1-7 СРОП
2  Bewertung Устный ответ на семинары 8-15 0-100
Выполнение 8-15 СРОП
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. История возникновения психологии. - Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологической науки. - Предмет, задачи, принципы и методы психологии. - Отрасли психологии. - Место психологии в системе наук.
  • Тема 2. Мотивация и самомотивация. Общая организация мотивационной сферы. Мотивационный профиль личности. - Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. - Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. - Мотивированное поведение как характеристика личности. - Психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата (XVII - XVIII в.в.), эволюционная теория Ч.Дарвина (XIХ в.). Концепции мотивации У.Макдугалла, А.Маслоу, Г.Хекхаузена (ХХ в.).
  • Тема 3. Эмоции и эмоциональный интеллект. Роль эмоций в жизни человека. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность и как индивидуальная характеристика личности. - Виды эмоций и их общая характеристика. Высшие чувства. Основные характеристики настроений. - Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Фрустрация как механизм формирования эмоций. - Регуляция эмоциональных состояний (Ф.Б.Березин). Функции и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Способы выхода из стрессовых ситуаций.
  • Тема 4. Понятие воли в психологии. Структура волевого акта. Понятие стресса. Виды, стадии, симптомы стресса. - Воля как процесс сознательного регулирования поведения человека. - Структура волевого действия. - Волевые качества человека и их развитие (сила воли, выдержка и самообладание, целеустремленность, инициативность, решительность, последовательность действия, самоконтроль и самооценка). - Эмоциональный стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г.Селье. Индивидуальные особенности и проявление стресса.
  • Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент как психическое свойство личности. Характер и факторы, влияющие на формирование человека. Развитие способностей человека и их основные виды. - Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Основные типы темперамента. - Понятие о характере. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера, их классификация. - Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Врожденные задатки и генотип. Одаренность. Талант. Гениальность.
  • Тема 6. Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. «Я – концепция». Направленность и мотивы деятельности личности. - Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. - «Я – концепция». - Направленность и мотивы деятельности личности. - Теории мотивации в западной и российской психологии.
  • Тема 7. Психология смысла жизни и профессионального самоопределения. - Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. - Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения. - Методы активизации профессионального самоопределения. - Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.
  • Тема 8. Психология здоровья личности. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья. - Психология здоровья – как новое научное понятие, которое необходимо для полноценного функционирования человека в социуме - Основные характеристики психологического здоровья - Главные критерии психологического здоровья - Типология нарушений психологического здоровья
  • Тема 9. Общение личности и групп. Стили общения. Лидерство и руководство. - Понятие общения как ведущей деятельности человека. - Структура и функции общения. - Средства общения. Вербальное и невербальное общение. - Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
  • Тема 10. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. - Общение как процесс обмена информацией. - Психологические особенности общения как коммуникационного процесса. - Понятие о барьерах коммуникации. - Требования, обязательные для успешной коммуникации.
  • Тема 11. Интерактивная сторона общения. Основные способы и приемы психологического воздействия. - Общение как интерактивный процесс. Действие как главное содержание общения. - Трансактный анализ Э.Берна. - Различные подходы, существующие в психологии для описания интеракций в общении. - Основные виды взаимодействия людей в деятельности. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой "веер" личности.
  • Тема 12. Перцептивная сторона общения. Перцептивные механизмы общения. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия людьми друг друга в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). «Эффекты» межличностного восприятия: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны или первичности, эффект стереотипизации.
  • Тема 13. Понятие и структура социально – психологического конфликта. Виды, функции, стадии конфликта. - Сущность, структура и функции конфликта. Стадии конфликта. Классификация конфликтов. - Источники и причины конфликта. Инцидент. Конфликт в развитии. Механизмы и технологии разрешения конфликта. Конфликтный медиатор. - Понятие и виды внутриличностного конфликта (внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь). Формы проявления. Условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов.
  • Тема 14. Модели поведения личности в конфликте. Конструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Конформистская модель поведения личности в конфликте.
  • Тема 15. Техники и приемы эффективной коммуникации. Сущность невербальной системы коммуникации Невербальные средства общения Невербальные коммуникативные техники Сущность вербальной системы коммуникации Вербальные коммуникативные техники.
Основная литература
  • 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология». – М.: Юрайт, 2017. 2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. «Практикум по психологии общения», 2018. 3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2018. 4. Виноградова С.М. «Психология массовой коммуникации»: учебник/ С.М.Виноградова, Г.С.Мельник.- М.: Юрайт, 2018. 5. Гарнер А., А.Пиз «Язык разговора». Издательство: «Эксмо - Пресс», 2017. 6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. 7. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2018.- 216 с. 8. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 2019. 9. Руденко А.М. «Психология в схемах и таблицах»: учебное пособие. – М.: Феникс, 2018. 10. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2017. 11. Kenny A.«New History of Western Philosophy». Volume 1-4. –Oxford University Press, 2018 - 2010. (Кэнни Эй. «Нью хистори оф Вестерн философи». Волум 1-4 – Оксфорд юниверсити пресс, 2010-2018)
Дополнительная литература
  • 1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 2018. 2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 2017. 3. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: Флинта, 2018 4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 5. Humphreys P. «The Oxford Handbook of Philosophy of Science». – Oxford University Press, 2018.