Картография
Описание: Сформировать знания для решения важных практических задач, связанных с территориальным планированием, направлениями хозяйственного освоения территорий, разведкой полезных ископаемых, рациональной эксплуатацией природных ресурсов, охраной окружающей среды; ознакомить студентов с географическими и инженерными задачами, которые решаются на картах, их свойствах, методах проектирования, составления и редактирования.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Геодезия
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
курсовая работа | |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- 1. Ознакомление студентов с топографическими, географическими картами и атласами, показ их свойств как образно-знаковых моделей действительности.
Задача
- 1. Обеспечение профессиональной подготовленности выпускника к решению задач: самостоятельно выполнять работу по созданию географической основы карты, наносить на карту специальное содержание объектов и явлений на топографических и тематических картах, уметь применять формулы для вычислений искажения на картах, выполнять расчеты для составления проекций, выполнять генерализацию по масштабному ряду; знать теорию по подготовке карт к изданию; изучить современные программы по созданию цифровых карт и изданию; изучить современные программы по созданию цифровых карт и планов.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание способов картографического изображения явлений, основных принципов картографической генерализации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Способность использовать знание способов подготовки и поддержания графической, кадастровой и другой информации на современном уровне.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Умение строить картографические сетки, составлять карты различными способами, подбирать картографические и статистические данные для составления тематических карт.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Темы лекционных занятий
- Определение картографии, ее подразделение на составляющие дисциплины, связь с другими дисциплинами
- Математическая основа карты
- Линии и плоскости земного эллипсоида
- Картографические проекции
- Редакционно-подготовительные работы
- Картографическая генерализация
- Способы картографического изображения различных элементов содержания карты, их виды
- Подготовка карт к изданию
- Цифрование карт
- Современное состояние картографии, перспективы ее развития
Основная литература
- Серапинас Б.Б. Математическая картография. - М.: Академия, 2005
- Берлянт, А.М. Картография : учебник для вузов / А.М. Берлянт. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 336 с.
- Берлянт, А.М. Картоведение : учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востокова, В.И. Кравцова. - М. : Аспект Пресс, 2006 . - 477с.
- Горбунова В.А. Топографическое черчение. – Кемерово: КузГТУ, 2011
- Маликов, Б.Н. Составление и подготовка к изданию карт и атласов с использованием компьютерных технологий : монография / Б.Н. Маликов, Я.Г. Пошивайло. - Новосибирск : СГГА, 2002. - 92 с.