Энергосберегающие технологии в электроэнергетике

Байдилдина Айжан Толеубековна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина дает возможность получить базовые знания о проблемах ресурсосбережения и энергосбережения в мире и Республике Казахстан, с государственной политикой в области повышения эффективности использования энергии, нормативно-правовой и нормативно-технической базой энергосбережения, основами энергоаудита объектов электроэнергетики.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Теоретические основы электротехники 1,2

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике» является приобретение студентами необходимых знаний научных, теоретических, организационных и технологических основ энергосбережения в различных отраслях промышленного производства, на транспорте, электроэнергетике. Студенты знакомятся с основами законодательной базы государственной энергосберегающей политики, с основами природоохранной деятельности, важнейшими направлениями энергосберегающей политики, использования нетрадиционных источников топлива и энергии, технологий использования вторичных энергетических ресурсов.
Задача
  • • дать студентам основные знания по источникам энергии, вопросам производства, распределения и потребления энергии, экономики энергии, экологическим аспектам энергосбережения; • ознакомить студентов с мировыми и государственными показателями, программами и мероприятиями по эффективному использованию энергетических ресурсов; • ознакомить студентов с приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства; • дать знания по организации и управлению энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента, по оценке эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия на основе анализа затрат; • дать студентам знания по основным энергосберегающим процессам, технологиям, установкам и аппаратам, применяемым в промышленности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Применять принципы методологии научных исследований,и разрабатывать рациональные технические решения в электроэнергетики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять знания и определять необходимые уровни упрощения математических моделей в электроэнергетических системах
Результат обучения: формирование суждений
  • понимать применение энергосберегающих технологий в энергоемких отраслях промышленности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Понимать и использовать на практике современные методы и подходы к рациональному использованию природных ресурсов, созданию экологически безопасных и малоотходных технологий;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать навыками поиска информации по энергосбережению а так же формулировать решаемые задачи
Lehrmethoden

занятия проводятся преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Тема для самостоятельного изучения из предложенного списка работ (презентация+ реферат) с защитой 0-100
Таблица - новые технологии. Мировой опыт энергосбережения. Энергетическая политика Казахстана. с защитой
Расчетная работа. Практическая работа.
Рейтинг
2  Bewertung СРСП - Задание по магистерской диссертации 0-100
Описание графика с защитой
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Техническое средство и виды помех на него
Рейтинг
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
темы для самостоятельного изучения с защитой/ СРСП/Таблицы / Графики описание/ Самостоятельная работа Работа оформлена верно, с указанием всех единиц измерения, есть список литературы, поясняющие рисунки и графики, содержание и титульный лист. Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Работа выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно. Обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Расчетная работа РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
рейтинг 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, есть уточняющие схемы при необходимости вопроса. Задача - выполнена без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Задача - выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно Задача - обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры Задача- ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Цель, объем и содержание курса «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике». Структура мирового энергопотребления. Динамика роста энергопотребления в мире и в Казахстане. Факторы, обуславливающие актуальность энергосбережения.
  • Роль традиционных и местных видов топлива Потенциал сбережения тепловой и электрической энергии в отдельных отраслях хозяйственной деятельности в Казахстане.
  • Государственная политика в области повышения эффективности использования энергии. Нормативно-правовая и нормативно-техническая база энергосбережения.
  • Структура, масштабы и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов. Традиционные и перспективные направления повышения эффективности использования ТЭР при производстве и потреблении ТЭР.
  • Влияние тарифов на топливо и энергию на эффективность энергосберегающих мероприятий и технических решений. Энергосберегающие технологии в энергоемких отраслях промышленности.
  • Методы и критерии оценки эффективности ресурсосбережения. Нормативная база. Балансовые соотношения для анализа энергопотребления
  • Тепловые и материальные балансы. Эксергетический баланс. Энергобалансы промышленных предприятий. Виды балансов (синтетический, аналитический, общий, частный), назначение и методы их составления (инструментальный, расчетный, расчетно-нормативный, документальный).
  • Связь энергобалансов с КПД производственных процессов, установок и систем, Нормы потребления ТЭР технологические, цеховые, общезаводские и отраслевые.
  • Системы энергоснабжения и энергопотребления промышленных предприятий. Общезаводские и цеховые системы жизнеобеспечения (отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, водо-,хладо- и воздухоснабжения).
  • Методы оценки и показатели их эффективности. Структура потребления ТЭР промышленными предприятиями. Особенности расчета технологической нагрузки систем и установок непрерывного и периодического действия, отопительно-вентиляционной нагрузки, потребления ТЭР в системах горячего водоснабжения.
  • Основы энергоаудита объектов теплоэнергетики. Методика и организация проведения энергоаудита. Виды энергоаудита, основные этапы организации и проведения работ по экспресс-аудиту и углубленному обследованию энергохозяйств предприятий и организаций. Экспресс-аудит.
  • Методика экспресс-аудита. Основные цели и задачи. Методика сбора информации о потреблении энергоресурсов и основном энергопотребляющем оборудовании. Анализ энергетических показателей энергоиспользования организаций и его отдельных подразделений. Углубленные энергетические обследования. Методика углубленного обследования энергохозяйства организаций. Основные цели и задачи углубленного обследования.
  • Организация учета котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии, воды и сжатого воздуха. Приборное обеспечения энергоаудита. Типовые объекты, задачи и специфика диагностических измерений в организациях. Методы и средства измерений. Выбор средств измерений для оценки параметров тепловых и электрических систем, расхода жидкостей, скорости потоков воздуха, температуры, освещенности и др. Энергетический паспорт промышленных предприятий и объектов ЖКХ. Содержание расчетно-пояснительной записки и форм паспорта.
  • Энергосбережение при производстве и распределении тепловой и электрической энергии. Эффективные техника и технологии для производства, передачи и использования энергии. Оптимизация энергетического баланса. Использование вторичных энергетических ресурсов. Энергосбережение в промышленных котельных. Методика разработки баланса котельно-печного топлива на основе расчетных и расчетно-опытных методов. Анализ расходной части баланса.
  • Энергосбережение при электроснабжении промышленных предприятий, объектов аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; энергосбережение в системах освещения. Качество электрической энергии. Методика разработки баланса электрической энергии. Анализ расходной части баланса. Энергосберегающие мероприятия при использовании электрической энергии. Организация учета тепловой энергии и теплоносителей. Организация учета электрической энергии
Основная литература
  • 1.Законодательные акты РК. Закон об энергосбережении РК. Дополнения и изменения в закон об энергосбережении. 2. Энергетическое обследование и энергосбережение: учебное электронное пособие / В.А.Жуков, Н.В.Силин: Владивосток: Из-во: Дальневосточный федеральный университет, 2015 -138 с. 3. Электроэнергетика / Ю. В. Шаров. — Москва : Форум : Инфра-М, 2017 . — 383 с. 4. Книга в библиотеке. Энергосберегающие технологии в АПК / В. А. Коротинский. Том 1. Энергосбережение в энергетике; Год. 2022 ; Объем. 436 с. ; ISBN. 978-5-8114-8896-4 5. Giuliano Dall’O’ (8 April 2013). Green Energy Audit of Buildings: A guide for a sustainable energy audit of buildings. Springer Science & Business Media. pp. 377 6. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н.. Петрова А.М., Петрова С.А. Энергосберегающие технологии Учебное пособие - Москва: Форум, 2014. - 256 с. 7. Сибикин М.Ю., Сибикин Ю.Д. Технологии энергосбережения Учебное издание –Москва: Форум, 2015. 375 с. 8. Данилов Н.И. Энергосбережение. Екатеринбург: Энерго-Пресс, 2014. 108 с
Дополнительная литература
  • 9. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. / - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2014. 352 с. 10. Данилов Н.И., Евпланов А.И., Михайлов В.Ю., Щелоков Я.М.. Энергосбережение: Введение в проблему. Екатеринбург: ИД « Сократ», 2015. 208 с. 11.Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех / Екатеринбург: РИА «Энерго-Пресс», 2013. 132 с. Журнал «Энергосбережение» ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС».