Энергосберегающие технологии в электроэнергетике

Байдилдина Айжан Толеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина дает возможность получить базовые знания о проблемах ресурсосбережения и энергосбережения в мире и Республике Казахстан, с государственной политикой в области повышения эффективности использования энергии, нормативно-правовой и нормативно-технической базой энергосбережения, основами энергоаудита объектов электроэнергетики.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Теоретические основы электротехники 1,2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля письменный экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике» является приобретение студентами необходимых знаний научных, теоретических, организационных и технологических основ энергосбережения в различных отраслях промышленного производства, на транспорте, электроэнергетике. Студенты знакомятся с основами законодательной базы государственной энергосберегающей политики, с основами природоохранной деятельности, важнейшими направлениями энергосберегающей политики, использования нетрадиционных источников топлива и энергии, технологий использования вторичных энергетических ресурсов.
Задача
  • • дать студентам основные знания по источникам энергии, вопросам производства, распределения и потребления энергии, экономики энергии, экологическим аспектам энергосбережения; • ознакомить студентов с мировыми и государственными показателями, программами и мероприятиями по эффективному использованию энергетических ресурсов; • ознакомить студентов с приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства; • дать знания по организации и управлению энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента, по оценке эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия на основе анализа затрат; • дать студентам знания по основным энергосберегающим процессам, технологиям, установкам и аппаратам, применяемым в промышленности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Применять принципы методологии научных исследований,и разрабатывать рациональные технические решения в электроэнергетики
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять знания и определять необходимые уровни упрощения математических моделей в электроэнергетических системах
Результат обучения: формирование суждений
  • понимать применение энергосберегающих технологий в энергоемких отраслях промышленности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Понимать и использовать на практике современные методы и подходы к рациональному использованию природных ресурсов, созданию экологически безопасных и малоотходных технологий;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обладать навыками поиска информации по энергосбережению а так же формулировать решаемые задачи
Методы преподавания

занятия проводятся преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Тема для самостоятельного изучения из предложенного списка работ (презентация+ реферат) с защитой 0-100
Таблица - новые технологии. Мировой опыт энергосбережения. Энергетическая политика Казахстана. с защитой
Расчетная работа. Практическая работа.
Рейтинг
2  рейтинг СРСП - Задание по магистерской диссертации 0-100
Описание графика с защитой
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -Техническое средство и виды помех на него
Рейтинг
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
темы для самостоятельного изучения с защитой/ СРСП/Таблицы / Графики описание/ Самостоятельная работа Работа оформлена верно, с указанием всех единиц измерения, есть список литературы, поясняющие рисунки и графики, содержание и титульный лист. Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные обучающимся самостоятельно в процессе ответа. Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Работа выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно. Обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Расчетная работа РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
рейтинг 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, есть уточняющие схемы при необходимости вопроса. Задача - выполнена без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Задача - выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно Задача - обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры Задача- ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Цель, объем и содержание курса «Энергосберегающие технологии в электроэнергетике»
  • Роль традиционных и местных видов топлива Потенциал сбережения тепловой и электрической энергии в отдельных отраслях хозяйственной деятельности в Казахстане
  • Государственная политика в области повышения эффективности использования энергии
  • Структура, масштабы и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
  • Влияние тарифов на топливо и энергию на эффективность энергосберегающих мероприятий и технических решений
  • Методы и критерии оценки эффективности ресурсосбережения
  • Тепловые и материальные балансы
  • Связь энергобалансов с КПД производственных процессов, установок и систем, Нормы потребления ТЭР технологические, цеховые, общезаводские и отраслевые
  • Системы энергоснабжения и энергопотребления промышленных предприятий
  • Методы оценки и показатели их эффективности
  • Основы энергоаудита объектов теплоэнергетики
  • Методика экспресс-аудита
  • Организация учета котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии, воды и сжатого воздуха
  • Энергосбережение при производстве и распределении тепловой и электрической энергии
  • Энергосбережение при электроснабжении промышленных предприятий, объектов аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; энергосбережение в системах освещения
Основная литература
  • 1.Законодательные акты РК. Закон об энергосбережении РК. Дополнения и изменения в закон об энергосбережении. 2. Энергетическое обследование и энергосбережение: учебное электронное пособие / В.А.Жуков, Н.В.Силин: Владивосток: Из-во: Дальневосточный федеральный университет, 2015 -138 с. 3. Электроэнергетика / Ю. В. Шаров. — Москва : Форум : Инфра-М, 2017 . — 383 с. 4. Книга в библиотеке. Энергосберегающие технологии в АПК / В. А. Коротинский. Том 1. Энергосбережение в энергетике; Год. 2022 ; Объем. 436 с. ; ISBN. 978-5-8114-8896-4 5. Giuliano Dall’O’ (8 April 2013). Green Energy Audit of Buildings: A guide for a sustainable energy audit of buildings. Springer Science & Business Media. pp. 377 6. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н.. Петрова А.М., Петрова С.А. Энергосберегающие технологии Учебное пособие - Москва: Форум, 2014. - 256 с. 7. Сибикин М.Ю., Сибикин Ю.Д. Технологии энергосбережения Учебное издание –Москва: Форум, 2015. 375 с. 8. Данилов Н.И. Энергосбережение. Екатеринбург: Энерго-Пресс, 2014. 108 с
Дополнительная литература
  • 9. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. / - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2014. 352 с. 10. Данилов Н.И., Евпланов А.И., Михайлов В.Ю., Щелоков Я.М.. Энергосбережение: Введение в проблему. Екатеринбург: ИД « Сократ», 2015. 208 с. 11.Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех / Екатеринбург: РИА «Энерго-Пресс», 2013. 132 с. Журнал «Энергосбережение» ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС».