Образовательная программа

Код – Специальность 7M05305 - Зеленая химия и устойчивое развитие
Цель образовательной программы

подготовка специалистов химической промышленности к разработке и внедрению экологически безопасных технологий и процессов. Программа направлена на повышение осведомленности об экологических проблемах, улучшение устойчивости производственных объектов и минимизацию негативного воздействия химических процессов на окружающую среду

Модель выпускника
Квалификационная характеристика выпускника Область профессиональной деятельности:

все отрасли экономики, индустрия, сельское и коммунальное хозяйство, сферы производства и потребления, государственные органы в области охраны окружающей среды, экологические службы, научно-исследовательские центры, институты, лабораторий
Объект профессиональной деятельности:

- академические и отраслевые научно-исследовательские институты;
- производственные предприятия, фирмы и химико-аналитические лаборатории;
- органы внутренних дел, криминалистические лаборатории.
- органы государственного, регионального и муниципального управления,
- центры экологического просвещения,
- экологические, химико-аналитические, подразделения предприятий и учреждений
Виды профессиональной деятельности:

- производственно-технологическая;
- экспериментально-исследовательская;
- образовательная (педагогическая, учебно-воспитательная);
- производственно-управленческая;
- организационно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
Функции профессиональной деятельности:

- производство мониторинга состояния окружающей среды,
- планирование, организация и координация работ государственной наблюдательной сети,
-подготовка отчетов, информационных материалов о состоянии окружающей среды,
- предоставление информации о состоянии качества окружающей среды,
-предоставление информации о случаях высокого и экстремально высокого загрязнения,
- организация работ по методическому обеспечению химико-аналитических служб наблюдательной сети,
- анализ и обработка данных качества окружающей среды,
- подготовка и выпуск оперативно-производственной продукции
- организация испытания и внедрение полученных результатов исследований,
- выполнение расчетов для подготовки выпускаемой продукции
Карта компетенций специалиста
Формируемые ключевые компетенции Результаты обучения
1. Способность эффективно выражать свои мысли как устно, так и письменно, используя различные стили и формы общения, подходящие для конкретной ситуации, умение конструктивно решать конфликты, искать оптимальные способы урегулирования разногласий и минимизации стресса в коллективе, способность анализировать, структурировать и передавать информацию, используя различные источники, с учетом контекста и аудитории Демонстрировать навыки педагогической деятельности, проведения научных исследований, публикации, осуществления научно-методической работы, внедрения учебно-методических разработок по профилю специальности
Использовать системный подход для разработки комплексных решений, интегрирующих экологические, социальные и экономические факторы для мониторинга состояния окружающей среды
2. способность выявлять и оценивать экологические проблемы на различных уровнях (локальном, региональном, глобальном), понимание экологических процессов, принципов устойчивого развития и принципов сохранения природных ресурсов, умение анализировать и оценивать влияние различных видов деятельности на экосистемы и природные ресурсы, способность планировать, организовывать и контролировать проекты, направленные на улучшение состояния экосистем и устойчивое использование природных ресурсов Понимать основные концепции устойчивого развития и принципы рационального природопользования, анализировать текущие экологические проблемы на разных уровнях и уметь проводить диагностику исследовательских навыков обучающихся
Уметь анализировать и обрабатывать данные качества окружающей среды, применять методы, методологии научных исследований и технологий, направленных на устойчивое использование природных ресурсов, с учетом минимизации воздействия на окружающую среду
3. способность оценивать экологическую устойчивость химических процессов и технологий с точки зрения их воздействия на здоровье людей, экосистемы и природные ресурсы, знание и применение методов замещения токсичных или невозобновляемых материалов альтернативными экологически безопасными ресурсами, умение учитывать как экологические, так и экономические аспекты при разработке и выборе химических процессов и продуктов, направленных на устойчивое развитие Знать основные принципы зеленой химии, уметь проводить анализ жизненного цикла химических веществ и продуктов, учитывая экологические и социальные аспекты, а также потенциальные риски для окружающей среды
Критически оценивать химические процессы и технологии, предлагать улучшения для их устойчивости и минимизации экологических рисков путем анализа и обработки данных качества окружающей среды
4. умение собирать, обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в ходе мониторинга, для оценки воздействия химических процессов на окружающую среду, знать методы и инструменты для проведения мониторинга загрязняющих веществ и токсичных компонентов в окружающей среде (в воде, воздухе, почве), способность проектировать и реализовывать системы мониторинга для отслеживания качества окружающей среды и выявления экологических угроз Оценивать жизненный цикл химических веществ и процессов в окружающей среде для мониторинга и прогнозирования
Разрабатывать и внедрять системы мониторинга состояния окружающей среды, уметь применять системный подход для разработки стратегий управления экологическими рисками, иметь навык организации работ по методическому обеспечению химико-аналитических служб наблюдательной сети
5. Способность к научно-педагогической деятельности, в том числе: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований; сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации; разработка методик и организация проведения эксперимента; подготовка научно-технических отчетов; осуществление педагогической деятельности; внедрение учебно-методических разработок Применять навык владения иностранным языком на профессиональном уровне, для проведения научных исследований, иметь опыт организации испытания и внедрения полученных результатов исследований и публикации актуальных статей в средствах массовых информации различного уровня
Проводить исследования и разработки в рамках научных проектов, разрабатывать рекомендации по их применению, интегрировать психолого-педагогические знания с знаниями в области зеленой химии и устойчивого развития.
6. способность разрабатывать и применять экологические стандарты и нормативы в области охраны окружающей среды для оптимизации производственных процессов и снижения воздействия на природу, умение разрабатывать стратегии и планы по улучшению экологической ситуации на предприятиях, включая внедрение программ по сокращению отходов, повышению эффективности переработки и минимизации воздействия на окружающую среду Знать действующие национальные и международные экологические стандарты, нормативные акты и требования, регулирующие производственный экологический контроль и нормативные правовые акты в области науки
Оценивать экологические риски производственных процессов, разрабатывать планы по их минимизации и соблюдению стандартов экологической безопасности, включая утилизацию отходов, внедрять инноваций и практико-ориентированные методы обучения
Модульный учебный план
Базовые дисциплины Профилирующие дисциплины Дополнительные виды обучения