Фундаментальные и прикладные основы экономики
Описание: Курс посвящен изучению экономики с двух точек зрения: с позиции экономической науки и с позиции производственно-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Будущим руководителям, менеджерам необходимо овладеть экономическими методами работы, потому, что принятие любого решения предполагает выбор единственно правильного варианта из числа альтернативных, основываясь на научных оценках экономической эффективности прогнозируемых результатов
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Основы экономики. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Рассмотрение закономерностей развития и функционирования экономической системы, поведения людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
Задача
- сформировать комплексное представление об экономике как системе;
- получить полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях, характеризующих экономическое развитие;
- овладеть методологией изучения экономических процессов для самостоятельного применения способов, методов анализа, инструментов, используемых в любой сфере экономической деятельности
Результат обучения: знание и понимание
- знает о тенденциях развития в сфере современного бизнеса
- понимает сущность основных явлений и назревших проблем в сфере управления экономикой и производством, в том числе состояния окружающей среды, зарубежном опыте управления предприятиями и экономикой в целом
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- анализирует во взаимосвязи экономические процессы, явления на макро- и микроуровне, выявляет проблемы
- предлагает пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты
Результат обучения: формирование суждений
- обладает экономическим мышлением и логикой,
- способен профессионально решать практические вопросы и задачи в области экономики
Результат обучения: коммуникативные способности
- иметь навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- проявляет способность практического применения приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков
Методы преподавания
интерактивная лекция (лекция-визуализация с демонстрацией материалов в виде слайд-лекции или видео-лекции)
семинарские занятия (рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты)
практические занятия (решение задач, тестирование, деловые игры, тренинги)
контрольные занятия (опрос, тестирование, контрольная работа)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
Устный опрос | ||
Доклад | ||
Контрольная работа | ||
Тестирование | ||
2 рейтинг | Контрольная работа | 0-100 |
Отчет по бизнес-плану | ||
Тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет и метод экономической теории
- Основы общественного производства
- Отношения собственности и их роль в экономике
- Формы общественного хозяйства
- Основы теории спроса и предложения
- Конкуренция, виды конкурентных рынков
- Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы
- Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия
- Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия
- Издержки и доход предприятия
- Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
- Национальная экономика как система
- Цикличность экономического развития и экономический рост
- Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности
- Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты
Основная литература
- 1. Журавлева Г.П., Экономическая теория. Микроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2017г, 440с.
- 2. Маховикова Г.А. Микроэкономика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г.А.Маховикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 281 с.
- 3. Лукманова, И.Г. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова, М.В. Чаруева и др. - М.: АСВ, 2013. - 292 c.
- 4. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. - М.: Проспект, 2016. - 688 c.
- 5. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
- 6. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
- 7. Бланшар, О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. - М.: ГУ ВШЭ, 2015. - 653 c.
- 8. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
- 9. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
- 10 Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
- 11. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
Дополнительная литература
- 1. Тиссен, Е.В. Микроэкономика: Индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка: Учебное пособие / Е.В. Тиссен, И.А. Борисов. - М.: Флинта, 2016. - 92 c.
- 2. Киреев, А.П. Международная Микроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. - М.: МО, 2013. - 72 c.
- 3. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 463 c.
- 4. Мэнкью, Н. Макроэкономика. / Н. Мэнкью. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
- 5. Поляков, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
- 6. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.