Культурология

Джаксылыков Амантай Фрунзевич

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: В ХХ в. - начале XXI столетия гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Рост национального самосознания, как элемент разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку субординации культур. В новом типе общества формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

Betrag der Credits: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 15
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен. Экзаменационный билет для студентов, обучающихся по классической системе, состоит из двух вопросов. Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Студент сдал экзамен, если итоговая оценка равна 50% и выше.

Komponente: Обязательный компонент

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • формирование социально-гуманитарного мировоззрения обучающихся в контексте решения задач модернизации общественного сознания, определенных государственной программой «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Задача
  • - освоение студентами основных источников и методов получения культурологической информации; - привитие навыков использования знаний, полученных в процессе усвоения культурологии в профессиональной деятельности. - формирование навыков критического мышления и способности применения его на практике
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать системное понимание основных методов культурологического анализа при исследовании различных сфер культуры;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • опираясь на полученные знания культурологии, показать понимание культуры на основе своих профессиональных представлений и навыков.
Результат обучения: формирование суждений
  • -критически анализировать, оценивать и синтезировать культурные процессы, происходящие на уровне страны, регионв, города и т.д. - анализировать особенности культурных институтов в контексте их роли в модернизации казахстанского общества.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - оценивать конкретную ситуацию отношений в обществе с позиций той или иной науки социально-гуманитарного типа, проектировать перспективы еѐ развития с учетом возможных рисков; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в обществе, в том числе в профессиональном социуме.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
2  Bewertung Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Морфология культуры. История формирования понятия культуры: многообразие подходов к определению сущности и функций культуры. Аксиологические, цивилизационные, структуралистские, антропологические, экономические трактовки понятия культуры. История культурологии как научной дисциплины: генезис теоретических подходов, фундаментальная и прикладная культурология, междисциплинарный характер исследований культуры, философия, теория и социология культуры, история культуры.
  • Язык культуры. Культура как мир знаков и значений. Культура как мир артефактов. Культура как мир смыслов. Виды смыслов. Культура как мир знаков. Основные типы знаков и знаковых систем. Вербально-знаковые системы – естественные языки. Язык как способ общения и трансляции культуры. Понятие языка культуры. Язык культуры как способ бытия культуры.
  • Семиотика культуры. Понятие культурный код. Уникальность культурного кода национальной культуры. Этос культуры. Этос и код культуры. Типы глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный), экранный, цифровой. Конвенциональные знаки. Понятие символа культуры. Основные символы культуры.
  • Анатомия культуры. Трехмерная модель культуры. Культурные формы. Структура культурного пространства: парадигмы, лики культуры и культурные сценарии. Осевые культурные формы: когнитивные, ценностные, регулятивные парадигмы. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника. Духовная культура. Типы духовной культуры. Технологическая культура. Сущность техники.
  • Культура номадов Казахстана. Архаическая культура на территории древнего Казахстана. Достижения материальной культуры. Технические достижения древнего мира. Номадизм как тип культуры. Концепции номадизма. Типология номадической культуры. Основные признаки культуры номадов евразийского пространства. Культура древних племен на территории Казахстана: обычаи, нравы, традиции, культы, верования.
  • Культурное наследие прототюрков. Прототюркский период в развитии номадической культуры. Номадическая культура гуннов. Культура усуней и канглы. Древнетюркская цивилизация и ее особенности. Космогония и мифология древних тюрков. Тенгрианство. Тюркское письмо. Руническое письмо. Рунические тексты. Культурные памятники тюркского периода. Письменные памятники тюрков.
  • Средневековая культура Центральной Азии. Шелковый путь: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом. Взаимодействие культур в Центрально-азиатском регионе. Тюркская культура периода средневековья. Развитие философии и средневековой науки. Аль-Фараби. Великие города Шелкового пути на территории Казахстана. Городская культура. Расцвет городской культуры Центральной Азии.
  • Культурное наследие тюрков. Культура Караханидского периода. Городская культура. Аль-Кашгари. Юсуф Баласагуни. Ахмед Югнеки. Ахмед Яссави. Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана. Монгольское нашествие как культурная катастрофа. Культура периода Золотой орды. Культура в период Тимуридов.
  • Формирование казахской культуры. Мифы и легенды казахов. Формы народной поэзии. Музыкальное творчество. Агон в устном казахском народном творчестве. Риторы казахской степи. Этические ценности казахской традиционной культуры.
  • Казахская культура на рубеже XVIII – конца XIX вв. Феномен казахского Просвещения. Ч. Валиханов и его творчество. И. Алтынсарин как видный просветитель и педагог. Феномен «Зар Заман» в казахской культуре. Казахская общественная мысль и основные направления в казахской литературе на рубеже XIX- XX вв.
  • Казахская культура ХХ века. Казахская культура в советский период. Тенденции культурной политики. Становление и развитие казахстанской науки, институтов образования и культуры. Развитие казахского искусства. Творческий вклад интеллигенции в развитие казахской культуры.
  • Казахская культура в контексте современных мировых процессов. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстанаю основные тенленции и направления современного искусства Казахстана. казахская традиционная и современная казахская культура.
  • Казахская культура в контексте глобализации. Проблемы сохранения культурного наследия казахского народа в условиях глобализации. Роль музеев в культурно-этнической памяти казахского народа. Формирование и развитие мульти-медиа-культуры в Казахстане.
  • Культурная политика Казахстана. закон Республики Казахстан «О культуре». Казахстанская модель культурной политики. Национальная идея «Мәңгілік Ел». Ассамблея народа Казахстана и ее роль в культуротворчестве казахстанского обшества.
  • Государственная программа «Культурное наследие». Роль международной организации ЮНЕСКО в развитиии программ культурного наследия. Развитие культурного туризма и его роль в формировании и реализации государственных программ «Туған-ел», «Сакральная география Казахстана», «Современная Казахстанская культура в глобальном мире», «Цифровой Казахстан».
Основная литература
  • 1. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru 2. Габитов Т.Х. Культурология/ КазНУ, Алматы, 2019 3. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017. 4. Молтобарова К.И. «Мәдениеттану». - А, 2018. 5. Лотман Ю. «Semiosphera» , Алматы: Ұлттық аударма бюросы, 2019.
Дополнительная литература
  • 1. Ғабитов Т.Х. «Қазақ мәдениетінің тарихы: оқу құралы». – Алматы: Қазақ университеті, 2016 2. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008. 3. Курмангалиева Г.К., Нысанбаев А.Н., Соловьева Г.Г., Сейтахметова Л.Н. «Наследие аль-Фараби и современная философия взаимопонимания». – Алматы. 2011 4. Нуржанов Б.Г., Ержанова А.М. «Культурология». - Алматы, 2011. 5. Крадин Н.Н. Кочевники Евразии, Алматы, 2007 6. Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009 7. «История культурологии под ред. Огурцова А.П». - М., Гардарики, 2006. 8. Каиржанова А. Palaeoturcica/ «Мир древних тюрков». – Алматы, 1999.