Психология

Глушкова Лилия Николаевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Знания в области психологии дают новое о развитии личности, формировании характера, влияния общества и культуры на поведение, дают возможность получить глубокое понимание их воздействия на жизнь человека. С изучением различных аспектов человеческого поведения студенты могут оценивать действия людей в разных ситуациях, и будут знать, как улучшить свое взаимодействие с ними.

Betrag der Credits: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 15
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle устный экзамен

Komponente: Обязательный компонент

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задача
  • Дать целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; - развить психолого-педагогическое мышление; - усилить прикладную направленность курса для самостоятельного использования
Результат обучения: знание и понимание
  • Знает основные понятия о принципах функционирования психики; - психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»; - различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - Проводит специальные исследования по актуальным жизненным проблемам; - умеет планировать работу по самоизменению и саморазвитию; - составляет исследовательские проекты на стыке психологии и специальности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирует основные системы психологических понятий и представлений о современной психологии как целостной картине в научном мышлении обучаемых
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативная компетентность в психолого-педагогическом аспекте
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; - самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; – Способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; – способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Lehrmethoden

- Интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный ответ на семинары 1-7 0-100
Выполнение 1-7 СРОП
2  Bewertung Устный ответ на семинары 8-15 0-100
Выполнение 8-15 СРОП
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. История возникновения психологии. - Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологической науки. - Предмет, задачи, принципы и методы психологии. - Отрасли психологии. - Место психологии в системе наук.
  • Мотивация и самомотивация. Общая организация мотивационной сферы. Мотивационный профиль личности. - Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. - Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. - Мотивированное поведение как характеристика личности. - Психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата (XVII - XVIII в.в.), эволюционная теория Ч.Дарвина (XIХ в.). Концепции мотивации У.Макдугалла, А.Маслоу, Г.Хекхаузена (ХХ в.).
  • Эмоции и эмоциональный интеллект. Роль эмоций в жизни человека. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность и как индивидуальная характеристика личности. - Виды эмоций и их общая характеристика. Высшие чувства. Основные характеристики настроений. - Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Фрустрация как механизм формирования эмоций. - Регуляция эмоциональных состояний (Ф.Б.Березин). Функции и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Способы выхода из стрессовых ситуаций.
  • Понятие воли в психологии. Структура волевого акта. Понятие стресса. Виды, стадии, симптомы стресса. - Воля как процесс сознательного регулирования поведения человека. - Структура волевого действия. - Волевые качества человека и их развитие (сила воли, выдержка и самообладание, целеустремленность, инициативность, решительность, последовательность действия, самоконтроль и самооценка). - Эмоциональный стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г.Селье. Индивидуальные особенности и проявление стресса.
  • Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент как психическое свойство личности. Характер и факторы, влияющие на формирование человека. Развитие способностей человека и их основные виды. - Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Основные типы темперамента. - Понятие о характере. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера, их классификация. - Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Врожденные задатки и генотип. Одаренность. Талант. Гениальность.
  • Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. «Я – концепция». Направленность и мотивы деятельности личности. - Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. - «Я – концепция». - Направленность и мотивы деятельности личности. - Теории мотивации в западной и российской психологии.
  • Психология смысла жизни и профессионального самоопределения. - Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. - Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения. - Методы активизации профессионального самоопределения. - Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.
  • Психология здоровья личности. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья. - Психология здоровья – как новое научное понятие, которое необходимо для полноценного функционирования человека в социуме - Основные характеристики психологического здоровья - Главные критерии психологического здоровья - Типология нарушений психологического здоровья
  • Общение личности и групп. Стили общения. Лидерство и руководство. - Понятие общения как ведущей деятельности человека. - Структура и функции общения. - Средства общения. Вербальное и невербальное общение. - Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
  • Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. - Общение как процесс обмена информацией. - Психологические особенности общения как коммуникационного процесса. - Понятие о барьерах коммуникации. - Требования, обязательные для успешной коммуникации.
  • Интерактивная сторона общения. Основные способы и приемы психологического воздействия. - Общение как интерактивный процесс. Действие как главное содержание общения. - Трансактный анализ Э.Берна. - Различные подходы, существующие в психологии для описания интеракций в общении. - Основные виды взаимодействия людей в деятельности. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой "веер" личности.
  • Перцептивная сторона общения. Перцептивные механизмы общения. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия людьми друг друга в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). «Эффекты» межличностного восприятия: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны или первичности, эффект стереотипизации.
  • Понятие и структура социально – психологического конфликта. Виды, функции, стадии конфликта. - Сущность, структура и функции конфликта. Стадии конфликта. Классификация конфликтов. - Источники и причины конфликта. Инцидент. Конфликт в развитии. Механизмы и технологии разрешения конфликта. Конфликтный медиатор. - Понятие и виды внутриличностного конфликта (внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь). Формы проявления. Условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов.
  • Модели поведения личности в конфликте. Конструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Конформистская модель поведения личности в конфликте.
  • Техники и приемы эффективной коммуникации. Сущность невербальной системы коммуникации Невербальные средства общения Невербальные коммуникативные техники Сущность вербальной системы коммуникации Вербальные коммуникативные техники.
Основная литература
  • 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология». – М.: Юрайт, 2017. 2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. «Практикум по психологии общения», 2018. 3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2018. 4. Виноградова С.М. «Психология массовой коммуникации»: учебник/ С.М.Виноградова, Г.С.Мельник.- М.: Юрайт, 2018. 5. Гарнер А., А.Пиз «Язык разговора». Издательство: «Эксмо - Пресс», 2017. 6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. 7. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2018.- 216 с. 8. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 2019. 9. Руденко А.М. «Психология в схемах и таблицах»: учебное пособие. – М.: Феникс, 2018. 10. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2017. 11. Kenny A.«New History of Western Philosophy». Volume 1-4. –Oxford University Press, 2018 - 2010. (Кэнни Эй. «Нью хистори оф Вестерн философи». Волум 1-4 – Оксфорд юниверсити пресс, 2010-2018)
Дополнительная литература
  • 1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 2018. 2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 2017. 3. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: Флинта, 2018 4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 5. Humphreys P. «The Oxford Handbook of Philosophy of Science». – Oxford University Press, 2018.