Психология
Beschreibung: Знания в области психологии дают новое о развитии личности, формировании характера, влияния общества и культуры на поведение, дают возможность получить глубокое понимание их воздействия на жизнь человека. С изучением различных аспектов человеческого поведения студенты могут оценивать действия людей в разных ситуациях, и будут знать, как улучшить свое взаимодействие с ними.
Betrag der Credits: 2
Пререквизиты:
- Человек. Общество. Право. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 15 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 15 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | устный экзамен |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задача
- Дать целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; - развить психолого-педагогическое мышление; - усилить прикладную направленность курса для самостоятельного использования
Результат обучения: знание и понимание
- Знает основные понятия о принципах функционирования психики; - психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»; - различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - Проводит специальные исследования по актуальным жизненным проблемам; - умеет планировать работу по самоизменению и саморазвитию; - составляет исследовательские проекты на стыке психологии и специальности.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирует основные системы психологических понятий и представлений о современной психологии как целостной картине в научном мышлении обучаемых
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативная компетентность в психолого-педагогическом аспекте
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; - самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; – Способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; – способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Lehrmethoden
- Интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный ответ на семинары 1-7 | 0-100 |
Выполнение 1-7 СРОП | ||
2 Bewertung | Устный ответ на семинары 8-15 | 0-100 |
Выполнение 8-15 СРОП | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. История возникновения психологии. - Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологической науки. - Предмет, задачи, принципы и методы психологии. - Отрасли психологии. - Место психологии в системе наук.
- Мотивация и самомотивация. Общая организация мотивационной сферы. Мотивационный профиль личности. - Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. - Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. - Мотивированное поведение как характеристика личности. - Психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата (XVII - XVIII в.в.), эволюционная теория Ч.Дарвина (XIХ в.). Концепции мотивации У.Макдугалла, А.Маслоу, Г.Хекхаузена (ХХ в.).
- Эмоции и эмоциональный интеллект. Роль эмоций в жизни человека. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность и как индивидуальная характеристика личности. - Виды эмоций и их общая характеристика. Высшие чувства. Основные характеристики настроений. - Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Фрустрация как механизм формирования эмоций. - Регуляция эмоциональных состояний (Ф.Б.Березин). Функции и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Способы выхода из стрессовых ситуаций.
- Понятие воли в психологии. Структура волевого акта. Понятие стресса. Виды, стадии, симптомы стресса. - Воля как процесс сознательного регулирования поведения человека. - Структура волевого действия. - Волевые качества человека и их развитие (сила воли, выдержка и самообладание, целеустремленность, инициативность, решительность, последовательность действия, самоконтроль и самооценка). - Эмоциональный стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г.Селье. Индивидуальные особенности и проявление стресса.
- Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент как психическое свойство личности. Характер и факторы, влияющие на формирование человека. Развитие способностей человека и их основные виды. - Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Основные типы темперамента. - Понятие о характере. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера, их классификация. - Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Врожденные задатки и генотип. Одаренность. Талант. Гениальность.
- Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. «Я – концепция». Направленность и мотивы деятельности личности. - Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. - «Я – концепция». - Направленность и мотивы деятельности личности. - Теории мотивации в западной и российской психологии.
- Психология смысла жизни и профессионального самоопределения. - Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. - Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения. - Методы активизации профессионального самоопределения. - Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.
- Психология здоровья личности. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья. - Психология здоровья – как новое научное понятие, которое необходимо для полноценного функционирования человека в социуме - Основные характеристики психологического здоровья - Главные критерии психологического здоровья - Типология нарушений психологического здоровья
- Общение личности и групп. Стили общения. Лидерство и руководство. - Понятие общения как ведущей деятельности человека. - Структура и функции общения. - Средства общения. Вербальное и невербальное общение. - Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
- Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. - Общение как процесс обмена информацией. - Психологические особенности общения как коммуникационного процесса. - Понятие о барьерах коммуникации. - Требования, обязательные для успешной коммуникации.
- Интерактивная сторона общения. Основные способы и приемы психологического воздействия. - Общение как интерактивный процесс. Действие как главное содержание общения. - Трансактный анализ Э.Берна. - Различные подходы, существующие в психологии для описания интеракций в общении. - Основные виды взаимодействия людей в деятельности. Ролевое общение. Виды ролей. Ролевой "веер" личности.
- Перцептивная сторона общения. Перцептивные механизмы общения. Перцептивная сторона общения. Ошибки восприятия людьми друг друга в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). «Эффекты» межличностного восприятия: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны или первичности, эффект стереотипизации.
- Понятие и структура социально – психологического конфликта. Виды, функции, стадии конфликта. - Сущность, структура и функции конфликта. Стадии конфликта. Классификация конфликтов. - Источники и причины конфликта. Инцидент. Конфликт в развитии. Механизмы и технологии разрешения конфликта. Конфликтный медиатор. - Понятие и виды внутриличностного конфликта (внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь). Формы проявления. Условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов.
- Модели поведения личности в конфликте. Конструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Деструктивная модель поведения личности в конфликте. Конформистская модель поведения личности в конфликте.
- Техники и приемы эффективной коммуникации. Сущность невербальной системы коммуникации Невербальные средства общения Невербальные коммуникативные техники Сущность вербальной системы коммуникации Вербальные коммуникативные техники.
Основная литература
- 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология». – М.: Юрайт, 2017. 2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. «Практикум по психологии общения», 2018. 3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2018. 4. Виноградова С.М. «Психология массовой коммуникации»: учебник/ С.М.Виноградова, Г.С.Мельник.- М.: Юрайт, 2018. 5. Гарнер А., А.Пиз «Язык разговора». Издательство: «Эксмо - Пресс», 2017. 6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. 7. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2018.- 216 с. 8. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 2019. 9. Руденко А.М. «Психология в схемах и таблицах»: учебное пособие. – М.: Феникс, 2018. 10. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2017. 11. Kenny A.«New History of Western Philosophy». Volume 1-4. –Oxford University Press, 2018 - 2010. (Кэнни Эй. «Нью хистори оф Вестерн философи». Волум 1-4 – Оксфорд юниверсити пресс, 2010-2018)
Дополнительная литература
- 1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 2018. 2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 2017. 3. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: Флинта, 2018 4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 5. Humphreys P. «The Oxford Handbook of Philosophy of Science». – Oxford University Press, 2018.