Финансовый менеджмент
内容描述: Дисциплина призвана сформировать у обучающихся теоретико-методологические знания основ финансового менеджмента, его целей, задач, методов и принципов, выработать практические навыки по эффективному управлению активами, собственным капиталом и обязательствами, портфельными инвестициями, регулированию денежных потоков, оценке и управлению рисками компании, определению ее стоимости. В результате изучения дисциплины обучающийся приобретает компетенции в области финансового планирования компании, оптимизации структуры ее капитала, формирования источников финансирования и выработки политики по управлению капиталом.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Экономика предприятия
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование у обучающихся глубоких теоретических знаний по основам финансового менеджмента, умение увязать теорию с практикой разработки основных приемов, методов и критериев, определяющих эффективность операционной деятельности, финансовых и инвестиционных решений.
Задача
- 1) системное обучение студентов целям, задачам, методам и принципам современного финансового менеджмента; 2) раскрытие общих подходов к управлению финансами на всех уровнях хозяйствования; 3) обучение студентов правильному пониманию и интерпретации финансовой информации и работе с нею; 4) приобретение студентами нового знания теоретических основ по проблемам менеджмента вообще и финансового, в частности, усвоение основных приемов и критериев, определяющих эффективность того или иного управленческого решения в области финансов. 5) выработка у студентов навыков и способностей использовать основные категории и принципы современного финансового менеджмента в практической деятельности, включая: критерии выбора вложений капитала, финансовое планирование компании, оптимизацию структуры капитала, формирование источников финансирования и политики по управлению капиталом, оценка финансового положения и стоимости компании, оценка и управление рисками корпорации, управление портфелем активов и инвестиционных проектов.
Результат обучения: знание и понимание
- основ финансового менеджмента, структуры и содержания финансового планирования
- состава, структуры, принципов организации и управления финансовой системой;
- моделей и методов оценки активов корпорации, стоимости и структуры капитала, портфеля ценных бумаг, левериджа, эффективности инвестиционных проектов и путей достижения роста рыночной стоимости компании
- функций финансов, их роли в расширенном воспроизводстве, возможности использования финансовых отношений в экономической и финансовой политике предприятия и их реализации через финансовый механизм;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- умение оценивать денежные потоки, активы и пассивы, финансовый портфель, финансовые риски, инвестиционные проекты, потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
- умение анализировать современные проблемы финансов и находить способы их решения;
- умение прогнозировать варианты вложения капитала, оценивать их и принимать окончательное решение;
- умение анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала; умение выявлять и оценивать затраты предприятия с целью формирования системы управления ими как фактора повышения финансовых результатов деятельности;
Результат обучения: формирование суждений
- способность правильно понимать и содержательно интерпретировать финансовую информацию и работать с нею;
- способность объективно оценить финансовое состояния фирмы и на этой основе разработать и обосновать предложения по его улучшению с учетом критериев эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
- способность работать в команде для реализации конкретного финансово-экономического проекта, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; способность легко адаптироваться в профессиональной среде, быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью финансового менеджера; соблюдение норм деловой этики, следование общественным нормам и профессиональному кодексу чести работника финансовой сферы.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владение навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре; стремление к профессиональному и личностному росту; умение использовать информационно-коммуникативные технологии, программные продукты в сфере финансового анализа, планирования, управления проектами
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Задание и тест по темам 1 и 2 | 0-100 |
Задание и тест по темам 3 и 4 | ||
Решение задач по теме «Концепция временной стоимости денег | ||
Тест РК1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Задание и тест по теме 7 | 0-100 |
Задание по теме «Эффект финансового рычага» | ||
Тест по темам 8-11 | ||
Тест РК2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
экзамен (итоговый контроль) | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Необходимость, содержание и функции финансового менеджмента Сущность финансового менеджмента. Цели и задачи финансового менеджмента. Функции и механизм финансового менеджмента Сущность финансового менеджмента.
- Тема 2 Базовые концепции и информационная база финансового менеджмента. Основополагающие концепции финансового менеджмента: денежного потока; временной ценности денежных ресурсов; компромисса между риском и доходностью; стоимости капитала, эффективности рынка капитала; асимметричности информации; агентских отношений; альтернативных затрат; временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Информативные показатели и источники информации для финансового управления. Финансовая отчетность предприятия.
- Финансовое планирование и прогнозирование Сущность финансового планирования. Процесс планирования. Финансовое прогнозирование. Основные методы финансового планирования. Классификация финансового планирования. Бюджетирование. Разделы финансового плана
- Финансовые ресурсы предприятия. Сущность и назначение финансовых ресурсов. Классификация финансовых ресурсов
- Концепция временной стоимости денег Определение будущей и текущей стоимости денег. Повышение ценности фирмы. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутригодовое исчисление сложных процентов. Будущая стоимость аннуитета. Пожизненная рента. Учет фактора инфляции в финансовых вычислениях.
- Риск и доходность. Риск-менеджмент как элемент финансового менеджмента. Стратегия риск – менеджмента. Виды рисков. Управление корпоративными рисками. Методы управления рисками. Управление портфелем активов
- Теория безубыточности. Эффект операционного рычага. Управление текущими затратами фирмы Цель и возможности анализа безубыточности. Графическая интерпретация точки безубыточности. Анализ чувствительности в целях принятия управленческих решений. Сущность операционного рычага.
- Эффект финансового рычага. Финансовый левередж: сущность и оценка. Политика привлечения заемных средств.
- Теория структуры капитала: модели Модельяни-Миллера, компромиссные модели Что такое структура капитала. Как влияет структура капитала на стоимость фирмы. Модель m&m для совершенного рынка. Структура капитала и стоимость фирмы при введении издержек финансовой неустойчивости. Изменение затрат на собственный капитал фирмы на несовершенном рынке капитала. Компромиссная концепция выбора структуры капитала фирмы.
- Управление дивидендной политикой предприятия Главный вопрос дивидендной политики. Подходы к формированию дивидендной политики. Методики дивидендных выплат
- Стоимость капитала Сущность капитала. Классификация капитала предприятия. Сущность и задачи управления капиталом. Стоимость капитала: сущность, оценка, назначение. Предельная стоимость капитала
- Методы анализа инвестиционных проектов. Анализ риска проекта Планирование капвложений, основные задачи, решаемые в процессе планирования капвложений. Критерии оценки эффективности инвестиций. Выбор оптимального проекта.
- Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами Состав оборотных активов предприятия и особенности финансового управления ими. Классификация оборотных активов. Этапы управления оборотными активами. Подходы к политике формирования оборотных активов
- Модели управления денежными потоками Сущность управления денежными потоками. Расчет финансового цикла. Этапы обращения денежных средств. Определение оптимального уровня денежных средств. Типовая политика управления денежными средствами. Модель Баумоля. Модель Миллера-Орра
- Управление запасами Цель управления запасами. Последовательность осуществления политики управления запасами. Модель оптимальной партии заказа (модель Уилсона ). Оптимизация эффективных систем контроля движения запасов.
Основная литература
- Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: Учебный курс. - М.: Омега-Л, 2012.- 1330 с.
- Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика - М.: Проспект, 2010. -1024 с.
- Куур О.В. Финансовый менеджмент: меры по антикризисному управлению: Учебное пособие. - Усть-Каменогорск: КАСУ, 2010. – 113 с.
- Principles of Corporate Finance, 10th Edition 10th Edition ' Richard A. Brealey (Author), Stewart C. Myers (Author), Franklin len (Author), 2015.
- Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2010. – 574 с.
- Аленичева Е.Е. Қаржы менеджменті. - Қарағанды: Қазтұтынуодағы Қарағанды экономикалық университеті, 2011. – 212 б.
- Есенгельдин Б.С. Қаржылық менеджмент. - Алматы : ЖШС РПБК «Дәуір», 2011. - 286 б.
- Мадиярова Э.С., Суйеубаева С.Н. Қаржылық менеджмент. – Алматы: Экономика, 2009. – 262 б.
Дополнительная литература
- Брейли Р., Майерс Принципы корпоративных финансов.- Олимп-Бизнес, второе издание, 2008. – 1012 с.
- Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
- Куур О.В., Козлова М.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2010. - 96 с.
- Мадиярова Э.С., Суйеубаева С.Н. Қаржылық менеджмент. – Алматы: Экономика, 2009. – 262 б.