Теоретическая механика

Binti Nik Roseley Nik Roselina

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина «Теоретическая механика» является фундаментальной для инженерных специальностей и изучает общие законы механического движения и взаимодействия материальных тел. Курс включает три основных раздела: статика (изучение равновесия тел), кинематика (описание движения без учета причин) и динамика (анализ движения с учетом действующих сил). Дисциплина формирует базу для последующих инженерных расчетов и проектирования.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Физика

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • сформировать у студентов знания, умения и навыки в области фундаментальных законов и принципов механики, необходимые для решения инженерных задач в будущей профессиональной деятельности.
Задача
  • Изучить основные разделы теоретической механики: статику, кинематику и динамику; Освоить методы расчета сил, моментов и реакций опор, а также анализа движения твердого тела и его систем; Научиться применять изученные принципы и теоремы (например, теорему об изменении кинетической энергии, принцип Даламбера) для решения практических задач, связанных с механическими системами.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучающийся будет знать и понимать фундаментальные законы и аксиомы механики (статика, кинематика, динамика), а также основные теоремы (об изменении кинетической энергии, о движении центра масс, принцип Даламбера), необходимые для описания и анализа движения механических систем.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обучающийся будет способен применять математический аппарат и численные методы для построения расчетных схем, составления дифференциальных уравнений движения и расчета реакций связей, скоростей, ускорений и сил в реальных инженерных конструкциях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обучающийся будет способен оценивать и обосновывать выбор наиболее эффективного метода решения (например, энергетический или силовой) для конкретной задачи, анализировать полученные результаты расчетов (РГР) на предмет их физической достоверности и формулировать выводы о работоспособности механических систем.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обучающийся будет владеть профессиональной инженерной терминологией для четкого изложения алгоритмов решения и аргументированной защиты своих расчетно-графических работ, а также эффективно взаимодействовать в команде при выполнении групповых практических заданий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обучающийся будет обладать навыками самостоятельного обучения, необходимого для непрерывного освоения новых теоретических и прикладных разделов механики (например, динамика удара, теория колебаний), что является основой для изучения последующих инженерных дисциплин.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих современных образовательных технологий: Проблемное обучение: Решение задач, требующих комплексного анализа и применения нескольких теорем (например, задачи на применение принципа Даламбера); Информационно-коммуникационные технологии: Использование специализированного программного обеспечения для моделирования и визуализации движения тел и систем; Контекстное обучение: Рассмотрение принципов механики на примерах, связанных с будущими профессиями студентов (транспорт, горное дело, металлообработка).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Задание 1. Решение и защита расчетно-графической работы С-1 на определение реакций опор твердого тела. 0-100
Задание 2. Решение и защита расчетно-графической работы С-2 на определение опорных реакций и давлений в промежуточных шарнирах.
Задание 3. Решение и защита расчетно-графической работы К-1 на определение скоростей и ускорений точки по заданным уравнениям ее движения.
2  *Rating(zh-CN)* Задание 4. Решение и защита расчетно-графической работы К-2 по кинематическому анализу плоских механизмов. 0-100
Задание 5. Решение и защита расчетно-графической работы Д-1 по интегрированию дифференциальных уравнений движения материальной точки, находящейся под действием под действием постоянных сил.
Задание 6. Решение и защита расчетно-графической работы Д-2 по применению теоремы об изучении кинетической энергии к изучению движения механической системы.
Задание 7. Решение и защита расчетно-графической работы Д-3 по применению принципа Даламбера к определению реакций связи.
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Выполнение и защита практических работ. 1. Работа выполнена в полном объёме, аккуратно, с необходимыми пояснениями; приведены исходные данные; результаты расчета, единицы измерений; выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены аккуратно с использованием чертежных инструментов или графических программ. 3. При защите работы обучающийся хорошо ориентируется в материале, владеет терминологией, полностью отвечает на дополнительные вопросы. 1. Работа выполнена в полном объёме с незначительными замечаниями, аккуратно; с необходимыми пояснениями; приведены исходные данные; результаты расчета, единицы измерений; выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены аккуратно с использованием чертежных инструментов или графических программ. 3. При защите работы обучающийся не достаточно хорошо ориентируется в материале, допускает неточности в терминологии, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы. 1. Работа выполнена с ошибками, не достаточно аккуратно; отсутствуют необходимые пояснения; отсутствуют исходные данные; результаты расчета, единицы измерений или выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены не аккуратно или с ошибками. 3. При защите работы обучающийся плохо ориентируется в материале, плохо владеет терминологией, допускает ошибки при ответах на вопросы по работе. 1. Работа выполнена с грубыми ошибками, неаккуратно; необходимые пояснения отсутствуют; отсутствуют исходные данные; результаты расчета, единицы измерений или выводы. 2. В работе отсутствуют или неправильно выполнены расчетные схемы (рисунки, чертежи). 3. При защите работы обучающийся не ориентируется в материале, не владеет терминологией, не отвечает на вопросы по работе.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1. Введение в теоретическую механику. Основные понятия и аксиомы статики. Общие требования к расчетно-графическим работам.
  • Тема 2. Силы, их проекции на оси и моменты. Равнодействующая сходящихся сил и пара сил. Изучаются методы проектирования сил и расчета их моментов для нахождения равнодействующей или определения эквивалентной пары сил, что необходимо для анализа статического равновесия.
  • Тема 3. Равновесие произвольной плоской системы сил. Разбор примеров решения задач на определение реакций опор твердого тела.
  • Тема 4. Распределение реакций опор твердого тела. Анализ и разбор примеров решения задач на определение опорных реакций и давления в промежуточном шарнире.
  • Тема 5. Основные кинематические характеристики движения точки: скорость и ускорение. Различные способы задания движения. Рассматриваются способы задания движения точки и определяются ее основные характеристики: скорость (первая производная) и ускорение (вторая производная) как векторные величины.
  • Тема 6. Кинематика вращательного движения твердого тела. Нахождение скоростей и ускорений точек.
  • Тема 7. Поступательное и плоское движение твердого тела. Разложение движения. Разъясняется плоское движение как комбинация поступательного (переносного) и вращательного (относительного) движения, что позволяет анализировать сложные механизмы.
  • Тема 8. Анализ плоского движения тела методом разложения движения. Анализ и разбор задач на нахождение скоростей и ускорений.
  • Тема 9. Мгновенный центр скоростей (МЦС). Теорема о проекциях скоростей двух точек на ось. Вводится МЦС как геометрический метод для быстрого определения скоростей точек при плоском движении и рассматривается теорема о проекциях скоростей, упрощающая кинематический анализ.
  • Тема 10. Комплексные задачи на кинематику: определение скорости и ускорения точек по заданным уравнениям движения. Анализ и разбор примеров решения задач на определение скорости и ускорения точки по заданным уравнениям ее движения, а также кинематический анализ плоского механизма.
  • Тема 11. Основные законы динамики. Дифференциальные уравнения движения точки и механической системы. Изучаются законы Ньютона как основа для составления дифференциальных уравнений движения, описывающих зависимость сил и ускорений.
  • Тема 12. Динамика механической системы. Силы инерции, масса и момент инерции. Вводятся понятия сил инерции, массы и момента инерции для анализа динамики системы тел, учитывая их инертные свойства.
  • Тема 13. Теоремы о движении центра масс, об изменении кинетической энергии. Рассматриваются интегральные теоремы динамики, которые позволяют анализировать движение системы в целом и использовать энергетический подход (работу и кинетическую энергию) для решения задач.
  • Тема 14. Принцип Даламбера. Применение принципа Даламбера для определения реакций связей. Объясняется Принцип Даламбера, который позволяет свести динамическую задачу к статической путем добавления сил инерции, что используется для расчета реакций связей в движении.
  • Тема 15. Анализ решения комплексных задач по динамике, включая интегрирование дифференциальных уравнений движения. Подготовка к итоговому контролю. Проводится систематизация всех методов динамики, анализ комплексных задач и методов интегрирования уравнений для подготовки к итоговому контролю по курсу.
Основная литература
  • 1. Никитин Н.Н. Курс теоретической механики. – М.: Высшая школа, 1990 г.- 608 с. 2. Л. П. Есипенко, Г. А. Байзакова Теоретическая механика. – Усть-Каменогорск, 2013. 3. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. – М.: Высшая школа, 1986 г.- 416 с. 4. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики, ч. 1, 2. – Санкт-Петербург, 2002 г.- 650 с. 5. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике: Учеб. пособие для ВТУзов / А.А. Яблонский, С.С. Норейко, С.А. Вольфсон и др; Ред. А.А. Яблонский. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1978. - с.385 . 6. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. – М.: Наука, 2002 г.- 480 с. 7. Аманжолова Ш. С. Теория механизмов и машин: курс лекций. 8. Белоконев, Игорь Максимович. Теория механизмов и машин: конспект лекций. 9. Бурковский А. Теория механизмов и машин. 10. Джолдасбеков У. А. Динамика механизмов и машин: монография.
Дополнительная литература
  • 1. Теоретическая механика : учебное пособие / Е. В. Матвеева, М. А. Васечкин, Е. В. Литвинов, М. А. Акенченко. — Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 52 c. — ISBN 978-5-00032-641-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/132746.html 2. Теоретическая механика. Инновационные и многоуровневые оценочные средства знаний, умений, навыков и размышлений студента, задачи расчетно-графических работ, учебно-исследовательские задания : учебное пособие / А. Э. Джашитов, О. А. Цветкова, В. О. Горбачев [и др.]. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2023. — 176 c. — ISBN 978-5-7433-3557-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/138063.html 3. Механика вращательного движения : учебное пособие / А. Б. Маношкин, В. В. Иванов, В. В. Иняков [и др.]. — Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2023. — 80 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134861.html 4. Ломакина, О. В. Механика: теория, примеры решения задач : учебное пособие / О. В. Ломакина, К. В. Шестаков. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2023. — 80 c. — ISBN 978-5-8265-2558-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141057.html 5. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 6. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 7. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com