История Казахстана

Айдарбаева Раушан Кайсановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Изучение курса обусловлено его огромной ролью в укреплении казахстанской идентичности, самосознании народа, реализации задач, связанных с необходимостью интеллектуального прорыва в новом тысячелетии. Казахстанское общество должно обладать духовным и идейным стержнем для успешной реализации намеченных целей Нового Казахстана

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • История Казахстана. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular государственный экзамен
Form der Endkontrolle Устный государственный экзамен по билетам

Komponente: Обязательный компонент

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • дать объективные знания об основных этапах развития истории Казахстана с древнейших времен по настоящее время
Задача
  • 1) ознакомить обучающихся с фундаментальными источниковедческими и историографическими материалами, а также достижениями современной исторической науки Казахстана; 2) определить роль истории Казахстана в системе гуманитарного знания; 3) выявить специфику объекта и предмета истории Казахстана для анализа актуальных проблем современного этапа развития. 4) создание научно-обоснованной концепции истории Казахстана, основанной на целостном и объективном освещении основных этапов этногенеза казахского народа, эволюции форм государственности и цивилизации на территории Великой степи; 5) систематизация исторических знаний об основных событиях современной истории, формирующих научное мировоззрение и гражданскую позицию.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знание и понимание основных этапов развития истории Казахстана;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владеть навыками аналитического и аксиологического анализа при изучении исторических процессов и явлений прошлого Казахстана;
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь объективно и всесторонне осмысливать имманентные особенности современной казахстанской модели развития;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • соотносить явления и события исторического прошлого с общей парадигмой всемирно-исторического развития человеческого общества посредством критического анализа;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • систематизировать и давать критическую оценку историческим явлениям и процессам истории Казахстана.
Lehrmethoden

1) интерактивные и цифровые технологии; 2) проектные методы обучения; 3) технология проблемного обучения; 4) геймификация.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный опрос (практическое занятие) 0-100
Письменная работа (СРО)
Контрольная работа (тестирование)
2  Bewertung Устный опрос (практическое занятие) 0-100
Письменная работа (СРО)
Контрольная работа (тестирование)
Endkontrolle государственный экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Устный опрос (Практическое занятие) Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Письменная работа (СРО) Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
тестирование содержат 90-100 %правильных ответов на вопросы содержат 70-89 %правильных ответов на вопросы содержат 50-69 %правильных ответов на вопросы содержат 00-49 %правильных ответов на вопросы
Устный государственный экзамен по билетам Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности, анализом и выводами Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках, нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; в изложении ответа допущены терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Доисторическая эволюция человека Периодизация исторического процесса. Современные теории происхождения человека и проблема прародины. Территория Казахстана – один из центров становления homosapіens. Открытие археологических памятников каменного века на территории Казахстана. Хозяйство и быт древнего человека. Культура доисторического человека. Наскальное искусство – петроглифы (Мыншункыр, Оленты, Енбек, Тесиктас, Шатыртас, Акбидаик, Акбаур, Баянжурек).
  • Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домонгольский период Развитие кочевых государственных и культурных традиций в эпоху древних тюрков. Тюркский фактор в этнополитической истории Казахстана ІХ-ХІІ вв. Тюркская цивилизация и Великий шелковый путь. Орхоно-енисейская (руническая) письменность как цивилизационный маркер древнетюркской цивилизации. Мировое значение произведений Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Ясави.
  • Великая степь в период Золотой Орды (XIII-XVвв.) История Золотой Орды. Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Завоевание территории Средней Азии и Казахстана монголами. Казахстан в составе трех монгольских улусов. Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз. Средневековые государства в XIV-XV вв.
  • Образование казахской народности. Этноним «казах». Казахские жузы Исторические предпосылки образования казахской народности. Этнические процессы на территории Казахстана. Формирование народности в послемонгольское время. Формирование этнической территории, единого языка. Общность хозяйства, материальной и духовной культуры. Фактор государственного образования и его влияние на этнический процесс. Соотношение этнонимов«узбек» и «казак» (казах). Действие этнополитических и хозяйственных факторов при образовании казахских жузов. Возникновение Старшего, Среднего и Младшего жузов.
  • Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой четверти XVIII в. Казахстан в эпоху нового времени: новые методологические тренды изучения. Периодизация. Историография и источники. Казахстан в системе международных отношений с Российской империей, среднеазиатскими ханствами, Башкирией, Калмыцким ханством. Возвышение Джунгарского ханства: стратегия завоевательной политики джунгар. Годы «Актабан шубырынды», «Алкакол сулама». Съезды казахских старейшин в Орда Басы - путь к взаимному согласию и сохранению территориальной целостности. Избрание хана Абулхаира главой казахского ополчения. Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей
  • Начало эпохи колониализма в Казахстане. Дипломатическая миссия Койбагара Кобякова. Посольство хана Абулхаира во главе с Сейткулом Койдагуловым и Кутлумбетом Коштаевым. Русское посольство во главе с мурзой Кутлу Мухаммед Тевкелевым. Ход переговоров и борьба различных политических группировок вокруг вопроса о подданстве. Проект И.К. Кирилова. Организация и деятельность Оренбургской экспедиции. Принятие присяги у казахских ханов и влиятельных султанов Младшего и Среднего жузов (40-е годы XVIII). Политика губернатора Оренбургской губернии И.И.Неплюева. Обострение отношений Абулхаира с оренбургской администрацией. Переговоры царского правительства с Абулхаиром в конце 1740-х годов. Смерть Абулхаира. Легитимизация ханской власти. Утверждение ханского титула султана Нуралы (13 апреля 1749). Джунгаро-казахская война 1739-1741годов.
  • Казахстан в контексте политики России: административное реформирование (последняя четверть XVIII -начало ХХвв.) Реформа оренбургского генерал-губернатора О. Игельстрома: проект введения главного старшины и ликвидация ханской власти в Младшем жузе. Реформирование институтов власти и внедрение системы территориально-административного управления на территории Младшего и Среднего жузов. Ликвидация ханской власти. Деятельность Степной комиссии. Внедрение временных положений об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях (1867 г.) и управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств (1868г.). Положение об управлении Туркестанским краем (1886г.). Положение об управлении Степными областями (1891г.). Изменения в поземельном устройстве кочевого и оседлого населения. Образование Букеевского ханства (Внутренней орды): особенности системы управления, территории.
  • Казахстан в начале ХХ века. Этапы становления идеи национального государства. Переселенческая политика. Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Влияние просветительских идей джадидизма и открытие школ в Степи. Мусульманские благотворительные общества и их деятельность. Политико-социальное развитие Казахстана в начале ХХ века. Казахская степь в годы Первой мировой войны. Национально-освободительное восстание 1916 года. Объективная оценка восстания 1916 г. в отечественной и мировой исторической литературе. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на Казахстан. Июльский всеказахский съезд и решение об образовании партии Алаш. Движение «Алаш» и идея национального государства.
  • Казахстан в годы гражданско-политического противостояния Октябрьский переворот и политическая жизнь Казахстана. Установление советской власти. Опубликование Декларации прав народов России (15 ноября 1917 г.). Декабрьский Всеказахский съезд. Решение об образовании Алашской автономии. Формирование правительства Туркестанской автономии (Кокандской автономии). Политика «военного коммунизма». Образование Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Автономной республики. Командно-административное решение проблем территориальных границ Киргизской (Казахской) АССР. КазАССР и Туркестанская республика. Становление большевистского режима в Казахстане. Земельно-водная реформа в Казахстане. Новая экономическая политика (НЭП) в Казахстане. Голод в Казахстане 1921-1922 годов. Национально-государственное размежевание республик Туркестана – крушение идеи единого Туркестана. Объединение казахских земель в составе Казахской Автономной Советской Социалистической Республики.
  • Реализация советской модели государственного строительства Усиление власти и влияния Коммунистической партии в общественной жизни. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина: суть и последствия. Начало репрессий казахской интеллигенции. Дискуссии о путях и методах индустриализации Казахстана. Политика советизации казахского аула – разрушение традиционного общества казахов. Конфискация байских хозяйств и ее политико-экономические последствия. Насильственный переход кочевых и полукочевых казахских хозяйств к оседлости. Методы и темпы коллективизации. Последствия голода. Политическая позиция сторонников национальных интересов – С.Садвакасова, С.Кожанова, Ж.Мынбаева. Политическая деятельность М.Шокая в эмиграции. Административно-территориальное деление советского Казахстана. Сталинские репрессии, их масштаб и тяжелые последствия. Создание советской образовательной системы. Создание Казахского филиала Академии Наук СССР.
  • Казахстан в годы Второй мировой войны. Основные направления внешней и внутренней политики Советского государства накануне Второй мировой войны. Общественно-политическое, социально-экономическое и культурное положение Казахстана. Эвакуация народов, промышленных предприятий и объектов культуры в регионы Казахстана. Участие казахстанцев во фронтовых действиях, в партизанском движении. Проявленное мужество работников тыла в годы Отечественной войны. Судьба военнопленных. История "Туркестанского легиона". Деятельность М. Шокая в эмиграции в западной Европе. Результаты и уроки Второй мировой войны. Наука, культура и народное образование в годы войны.
  • Казахстан в послевоенные годы: противоречия и последствия советских реформ. Сложности перехода к мирному строительству. Проблемы и трудности в народном хозяйстве Казахстана. Ядерные испытания на территории Казахстана и их последствия. Положительные изменения в образовании и науке. Формирование системы профессионального образования. Открытие высших и средних специальных учебных заведений. Образование Казахской Академии Наук. Критика периода «культа личности» И.Сталина. Политическая реабилитация государственных и общественных деятелей и оценка ее «половинчатого» характера. Реформа Н.С. Хрущева в системе партийно-государственного управления и ее поверхностный характер. Усиление ограничений в национальном вопросе. События в Темиртау.Возвращение казахов-репатриантов в Казахстан (1955, 1962 годы).
  • Политика «перестройки» в Казахстане Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Реформы М.С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии. Экономический кризис. Влияние «перестройки» и «гласности» на экономику страны. Возврат национальным республикам отдельных государственных предприятий при системе союзного управления. Афганская война и участие в них казахстанцев (1979-1989 гг.). Деятельность Д.А. Кунаева. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики. Официальная реабилитация деятелей движения Алаш. Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР. Принятие «Закона о языке» и его значение. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Августовский путч 1991 года. Прекращение деятельности КПСС. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
  • Независимость и становление государственности Казахстана. Первые всенародные выборы Президента Казахстана. Конституционный закон» О государственной независимости Республики Казахстан". Определение государственной стратегии развития независимого Казахстана. Усиление процесса демократизации общества. Формирование внутренней и внешней политики государства. Создание основ конституционного строя общества. Государственные символы РК: флаг, герб, утверждение Гимна. Формирование Вооруженных Сил Республики Казахстан. Формирование национальной армии. Президент Н. А. Указ Назарбаева "о введении национальной валюты" и его значение. Установление государственной границы Республики Казахстан. Укрепление национальной безопасности.Развитие государственной идентичности, укрепление гражданского мира и политической стабильности. Принятие действующей Конституции Республики Казахстан на всенародном референдуме. Развитие парламентаризма в Казахстане. Создание правоохранительных органов (суда, прокуратуры, полиции, специальных служб безопасности). Правовая реформа и гуманизация законов. Оптимизация правоохранительной системы, укрепление защиты прав и свобод граждан. Закон РК» О борьбе с коррупцией " и его результаты. Стратегия "Казахстан-2030". Перенос столицы Казахстана. Стратегия "Казахстан-2050".
  • Социально-экономическое развитие Казахстана. Основные этапы перехода от плановой экономики к рыночной. Трудности переходного периода и меры по их преодолению. Переход к рыночной экономике, становление частных институтов и закладка основы отечественного бизнеса. Трудности и недостатки в формировании новой экономической системы. Приоритеты и перспективы развития основных отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства и финансово-банковского сектора. Привлечение иностранных инвестиций для развития экономики Казахстана. Мировой экономический кризис и меры по его успешному преодолению. Развитие экономики и финансового сектора в посткризисный период. Государственная программа индустриально-инновационного развития, первые достижения ее реализации. Этно-демографические процессы и укрепление межнационального согласия. Демографические процессы в Казахстане, изменения в этнической и социальной структуре населения. Перепись населения за годы независимости и ее итоги (1999 г., 2009 г., 2021 г.). Ассамблея народа Казахстана. Доктрина национального единства. Социальные реформы и социальная модернизация.
Основная литература
  • 1. История Казахстана. Учебник для высших учебных заведений / Под общей редакцией Е.А. Әбіл. - Алматы: Институт истории государства МНВО РК, Институт истории и этнологии имени Ч.Ч. Валиханова КН МНВО РК, 2022. - 352 с. 2. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 4 кітаптан тұратын оқулық. Қазақстан аумағы б.з.б. мыңжылдықтардан XIII ғасырдың басына дейінгі дәуірлерде. 1 кітап. / Т.О. Омарбеков, Г.Б. Хабижанова, Н.Д. Нұртазина, Б.Қ- Рахимебекова. - Алматы: Қазақ университеті, 2016. - 310 б. 3. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 4 кітаптан тұратын оқулық. Қазақстан XІІІ-ХVІІІ ғасырлардың алғашқы ширегінде. 2 кітап. / Т.О. Омарбеков, Г.Б. Хабижанова, Н.Д. Нұртазина, Б.Қ- Рахимебекова. - Алматы: Қазақ университеті, 2016. - 306 б. 4. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 4 кітаптан тұратын оқулық. Қазақстан тоталитарлық және отаршылдық жүйеде. 3 кітап. / Т.О. Омарбеков, Г.Б. Хабижанова, Н.Д. Нұртазина, Б.Қ- Рахимебекова. – Алматы:Қазақ университеті, 2018. – 454 б. 5. Қазақстан тарихы (Қaзaқ Елі). 4 кітаптан тұратын оқулық. Тәуелсіз Қазақстан: алғышарттары және қалыптасуы. 4 кітап. / Т.О. Омарбеков, Г.Б. Хабижанова, Н.Д. Нұртазина, Б.Қ- Рахимебекова. – Алматы:Қазақ университеті, 2018. – 264 б. 6. Толеубаев, А. Т. Раннесакская шиликтинская культура [Текст]: научное издание / А. Т. Толеубаев. - Алматы: ИП «Садвакасов А. К.», 2018. - 528 с. 7. Әминов Т.М. Қазіргі Қазақстан тарихы: оқу құралы / Т.М. Әминов. – Алматы: «Бастау», 2017. – 472 бет. 8. Исмагулов О., Исмагулова А. Происхождение казахского народа. По данным физической антропологии. Алматы, 2017. – 196 с. 9. Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы. – Алматы: Мектеп, 2017. – 656 б. 10. Абылхожин Ж.Б. Постсталинский период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклараций (1953 - 1991 гг.). – Алматы, КБТУ,2019. – 465 с. 11. Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Астана: Атамұра, 2017–508 с. 12. Оразбаева А.И. Формула государственности казахов. - М.: ИП Лысенко А.Д. "PRESS-BOOK.RU", 2017. – 376 с. 13. Хафизова К.Ш. Степные властители и их дипломатия в XVIII-XIX веках. - Нур-Султан: КИСИ при Президенте РК, 2019. - 480 с. 14. Омарбеков. Т.О. 1929-1931 жылдардағы халық көтерілістері: зерттеу.– Алматы: Арыс, 2018. – 480 б. 15. Сартори П., Шаблей П. Эксперименты империи: адат, шариат и производство знаний в Казахской степи. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 280 с
Дополнительная литература
  • 1. Қазақстан тарихы (көне заманнан бүгінге дейін). Бес томдық. 5-том. — Алматы: «Атамұра», 2010, 688 бет, суретті, карталы. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т.3. Алматы: Алматы кітап, 2010 – 312с. 2. Абылхожин Ж.Б. Страна в сердце Евразии: Сюжеты по истории Казахстана. - Алматы : Казак университетi, 1998. – 280 с. 3. Таймагамбетов Ж.К., Байгунаков Д.С. Қазақстанның тас дәуірі (зерттелу тарихы мен негізгі мәселелері). – Алматы: Қазақ университеті, 2008. – 266 б. 4. Зайберт В.Ф. Ботайская культура. – Алматы: Қазақпарат, 2009. – 576 с. 5. История древнего Казахстана / Под ред. Байпакова К.М. - 2-е изд. - Алматы: Рауан, 1996. - 112 с. 6. Кумеков Б.Е. Государство кимаков в IХ-ХI вв.– Алма-Ата, Наука, 1972 – 695 с. 7. Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылу тарихы. – Алматы: «Сардар» баспа үйі, 2014.- 520 б. 8. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей. Астана: Астана Даму, 2006 - 256 с. 9. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004 -368 с. 10. Омарбеков Т.О. Қазақстан тарихының ХХ ғасырдағы өзекті мәселелері. – Алматы: Өнер, 2003. – 552 б. 11. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII веках: история, политика, дипломатия. – Алматы: Дайк-Пресс, 1998. -592 с. 12. Ерофеева И.В. Символы казахской государственности (позднее средневековье и новое время). – Алматы: Дайк-Пресс,2001. -256 с. 13. Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель, политик. – Алматы:Дайк-Пресс, 2007. - 456 с. 14. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. – Алматы: Горизонт, 1995. - 320 с. 15. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы:Білім, 1997. –736 с. 16. Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963. - 298 с. 17. Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. Т.1. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005-240 б. 18. Алимбай Н.А., Муканов М.С., Аргынбаев Х.А. Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. –Алматы: Ғылым, 1998. – 233 с. 19. Касымбаев Ж.К. Кенесары хан. – Алматы: Ана тiлi, 2002. – 200 с. 20. Мартин В. Закон и обычай в степи: Казахи Среднего жуза и российский колониализм в XIX в. – Алматы:КазАТиСО ,2012 - 692 с. 21. Нұрпейісов К. Алаш һәм алашорда. – Алматы: Ататек,1995 – 256 б.