Бағдарламаларды верификациялау және талдау
Сипаттама: Курс күрделі және істен шығуға төзімді бағдарламалық жүйелерді әзірлеу кезінде қолданылатын бағдарламалық қамтамасыз етуді верификациялаудың қазіргі заманғы технологиялары туралы түсінік береді. Курс бағдарламалық жүйелерді тестілеу әдістеріне негізделген. Ол тест ортасын құру, тест жүйесін жоспарлау, тест тапсырушы жүйенің бағдарламалық кодының ақауларын талдау және анықтау, интеграциялық және жүйелік тестілеу, пайдаланушы интерфейстерін тестілеудің жалпы аспектілерін қамтиды.
Кредиттер саны: 7
Пререквизиты:
- Ақпараттық жүйелердің бағдарламалық құралдары
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
Жұмыс түрлері | сағат |
---|---|
Дәрістер | 30 |
Практикалық жұмыстар | |
Зертханалық жұмыстар | 30 |
СӨЖО | 60 |
СӨЖ | 90 |
Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: Таңдау бойынша компонент
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- бағдарламалық қамтамасыз етуді тексерудің негізгі принциптері мен әдістерін оқып үйрену; бағдарламаларды тексеру және талдау әдістерін практикалық қолдану үшін қажетті дағдыларды алу
Міндет
- бағдарламалық қамтамасыз етуді тексеру және талдау процесі туралы негізгі білімді алу
- бағдарламалық жасақтамаға қойылатын талаптарды өзін-өзі сәйкестендіру, әзірлеу, құжаттау, өзгерту және жоспарлау бойынша практикалық дағдыларды дамыту
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- тұжырымдамалар мен идеялар бағдарламаны тексеру әдістері
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- АТ жобаларын іске асыру барысында мүдделі тараптардың талаптарын жинау, талдау, тексеру және құжаттау процестерін ұйымдастыра білу;
- талаптарды әзірлеу және талдау үшін қолданылатын әдістер мен модельдерге иелік ету
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- әлеуметтік, кәсіби және этикалық ұстанымдарды ескере отырып, өздерінің кәсіби қызметінің мәні мен салдары туралы пікірлер қалыптастырады
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- ІТ-жобалар шеңберінде іскерлік өзара әрекеттесу үшін тұлғааралық және топтық қарым-қатынас дағдылары
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- кәсіби және тұлғалық дамуға, ақпараттық технологиялар саласындағы біліктілікті арттыруға ықпал ететін оқу дағдыларын дамыту
Оқыту әдістері
- технологии проектно-ориентированного обучения
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
---|---|---|
1 рейтинг | лабораторная работа 1 | 0-100 |
лабораторная работа 2 | ||
2 рейтинг | лабораторная работа 3 | 0-100 |
лабораторная работа 4 | ||
Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
Работа на лабораторных занятиях | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно пишет код; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
экзамен | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Основные понятия
- Место верификации в жизненном цикле ПО
- Методы верификации программного обеспечения
- Методы верификации программного обеспечения
- Формальные методы верификации
- Методы и инструменты дедуктивного анализа
- Формальные методы верификации
- Динамические методы верификации
- Тестирование
- Синтетические методы верификации
- Валидация
- Документация, сопровождающая процесс верификации
Негізгі әдебиет
- А.С. Камкин. Введение в формальные методы верификации программ. ИСП РАН, 2017
- Девянин П.Н., Кулямин В.В., Петренко А. К. Моделирование и верификация политик безопасности управления доступом в операционных системах. - Горячая Линия - Телеком. - 2024
- Гагарина Л.Г. Технология разработки программного обеспечения. - учебное пособие. - Москва: ИНФРА М, 2018
- Синицын, С. В. Верификация программного обеспечения : учебное пособие для СПО / С. В. Синицын, Н. Ю. Налютин. — Саратов : Профобразование, 2019. — 368 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86194.html (дата обращения: 22.01.2025).
- Синицын, С. В. Верификация программного обеспечения : учебное пособие / С. В. Синицын, Н. Ю. Налютин. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 367 c. — ISBN 978-5-4497-0653-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97540.html (дата обращения: 22.01.2025).
Қосымша әдебиеттер
- Э.М. Кларк, О. Грамберг, Д. Пелед. Верификация моделей программ. Model Checking. М.: МЦНМО, 2002
- Р. Андерсон. Доказательство правильности программ. М.: Мир, 1982
- Карпович Е.Е. Методы тестирования и отладки программного обеспечения : учебник. Москва : МИСИС, 2020
- В.В. Кулямин. Методы верификации программного обеспечения http://panda.ispras.ru/~kuliamin/docs/VerMethods-2008-ru.pdf