Проектирование автоматизированных систем и комплексов

Кадыролдина Альбина Талапжановна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует знания по основам проектирования систем автоматизации, строящихся на базе программируемых микропроцессорных контроллеров (ПМК), правилам оформления и комплектации технической документации проекта автоматизации и навыки техники чтения схем автоматического управления и технологического контроля.

Количество кредитов: 8

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 45
СРО 120
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель изучения дисциплины – приобретение знаний и практического опыта проектирования систем автоматического контроля и управления технологическими процессами и производствам
Задача
  • ознакомление с общей методологией проектирования АСУ ТП; - формирование знаний о способах организации систем автоматизации с применением ПМК и ПЛК, выбора структуры управления;
Результат обучения: знание и понимание
  • состав проектной документации на разработку системы автоматизации; - номенклатуру современных приборов, промышленных контроллеров и технических средств автоматизации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • анализа технологического процесса как объекта управления, выбора мест установки , щитовых конструкций и др.
Результат обучения: формирование суждений
  • умение планировать работу в необходимом объеме по комплектации проектной документации автоматизированной системы управления технологическими процессами;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Осуществлять выбор приборов и технических средств автоматизации в систему по технико-экономическим критериям;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Полученные знания и практический опыт могут быть востребованы в проектных организациях, фирмах-дистрибьюторах приборов и средств автоматизации, автоматизированных систем управления технологических процессов.
Методы преподавания

приобрести навыки снятия основных характеристик электронных приборов; - уметь выбрать элементную базу для конкретного применения приборов; - диагностировать работоспособность системы.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа 1 0-100
Практическая работа 2
Практическая работа 3
2  рейтинг Практическая работа 4 0-100
Практическая работа 5
Практическая работа 6
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Структура управления предприятием: методология проектирования микропроцессорных систем управления, цели и этапы разработки консалтинговых проектов
  • Системы контроля и управления производственными процессами: структурные схемы систем контроля и управления; структурные схемы локальных САР
  • Функциональные схемы автоматизации: назначение и общие принципы выполнения функциональных схем; изображение технологического оборудования, приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
  • Буквенные и позиционные обозначения приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
  • Назначение и общие правила построения принципиальных электрических схем
  • Принципиальные электрические схемы автоматического контроля и регулирования
  • Принципиальные электрические схемы питания средств контроля и автоматизации
  • Принципиальные электрические схемы сигнализации: общие сведения и основные требования к содержанию и оформлению
  • Принципиальные электрические схемы управления электромеханизмами технологического процесса
  • Принципиальные электрические схемы управления поточно-транспортными системами
  • Общие требования к разработке чертежей проектной документации на щиты, пульты и технические средства операторских помещений
  • Чертежи общих видов щитов и пультов: общие требования к разработке чертежей
  • Электрические проводки: Выбор способа выполнения электропроводок, выбор проводов и кабелей, способы прокладки электропроводок (в стальных коробах и лотках, в защитных трубах, открытым способом, в каналах, туннелях, коллекторах, блоках, в траншеях)
  • Схемы соединений внешних проводок: методика построения и пример оформления
  • Проектирование схем соединений внешних проводок по индивидуальному заданию
Основная литература
  • Камнев В.Н. Чтение схем и чертежей электроустановок. – М.: ВШ, 2000.
  • Благовещенская М.М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. Учеб. для вузов / М.М. Благовещенская, Л.А. Злобин. – М.: Высш. шк., 2005. – 768 с.: ил.
  • Аринова Н.В. Проектирование микропроцессорных систем автоматизированного управления: методические указания и задания к курсовому проекту для студентов специальности 5В070200 «Автоматизация и управление». ВКГТУ. - Усть-Каменогорск, 2012 – 61 с.
Дополнительная литература
  • Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справочное пособие. Под ред. А.С.Клюева. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
  • Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматиза¬ции технологических процессов. Справочное пособие по содержанию и оформлению проектов. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
  • Техника проектирования систем автоматизация технологических процессов. Под ред. Л.И.Шипетина. Машиностроение, 1976.
  • Чистяков В.С. Краткий справочник по теплотехническим измере¬ниям. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
  • Клюев А.С. и др. Техника чтения схем автоматического управления и технологического контроля. – М.: Энергоатомиздат, 1983.