Проектирование автоматизированных систем и комплексов
Описание: Дисциплина формирует знания по основам проектирования систем автоматизации, строящихся на базе программируемых микропроцессорных контроллеров (ПМК), правилам оформления и комплектации технической документации проекта автоматизации и навыки техники чтения схем автоматического управления и технологического контроля.
Количество кредитов: 8
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 45 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 45 |
СРО | 120 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель изучения дисциплины – приобретение знаний и практического опыта проектирования систем автоматического контроля и управления технологическими процессами и производствам
Задача
- ознакомление с общей методологией проектирования АСУ ТП; - формирование знаний о способах организации систем автоматизации с применением ПМК и ПЛК, выбора структуры управления;
Результат обучения: знание и понимание
- состав проектной документации на разработку системы автоматизации; - номенклатуру современных приборов, промышленных контроллеров и технических средств автоматизации.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- анализа технологического процесса как объекта управления, выбора мест установки , щитовых конструкций и др.
Результат обучения: формирование суждений
- умение планировать работу в необходимом объеме по комплектации проектной документации автоматизированной системы управления технологическими процессами;
Результат обучения: коммуникативные способности
- Осуществлять выбор приборов и технических средств автоматизации в систему по технико-экономическим критериям;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Полученные знания и практический опыт могут быть востребованы в проектных организациях, фирмах-дистрибьюторах приборов и средств автоматизации, автоматизированных систем управления технологических процессов.
Методы преподавания
приобрести навыки снятия основных характеристик электронных приборов; - уметь выбрать элементную базу для конкретного применения приборов; - диагностировать работоспособность системы.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическая работа 1 | 0-100 |
Практическая работа 2 | ||
Практическая работа 3 | ||
2 рейтинг | Практическая работа 4 | 0-100 |
Практическая работа 5 | ||
Практическая работа 6 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Структура управления предприятием: методология проектирования микропроцессорных систем управления, цели и этапы разработки консалтинговых проектов
- Системы контроля и управления производственными процессами: структурные схемы систем контроля и управления; структурные схемы локальных САР
- Функциональные схемы автоматизации: назначение и общие принципы выполнения функциональных схем; изображение технологического оборудования, приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
- Буквенные и позиционные обозначения приборов и средств автоматизации на функциональных схемах
- Назначение и общие правила построения принципиальных электрических схем
- Принципиальные электрические схемы автоматического контроля и регулирования
- Принципиальные электрические схемы питания средств контроля и автоматизации
- Принципиальные электрические схемы сигнализации: общие сведения и основные требования к содержанию и оформлению
- Принципиальные электрические схемы управления электромеханизмами технологического процесса
- Принципиальные электрические схемы управления поточно-транспортными системами
- Общие требования к разработке чертежей проектной документации на щиты, пульты и технические средства операторских помещений
- Чертежи общих видов щитов и пультов: общие требования к разработке чертежей
- Электрические проводки: Выбор способа выполнения электропроводок, выбор проводов и кабелей, способы прокладки электропроводок (в стальных коробах и лотках, в защитных трубах, открытым способом, в каналах, туннелях, коллекторах, блоках, в траншеях)
- Схемы соединений внешних проводок: методика построения и пример оформления
- Проектирование схем соединений внешних проводок по индивидуальному заданию
Основная литература
- Камнев В.Н. Чтение схем и чертежей электроустановок. – М.: ВШ, 2000.
- Благовещенская М.М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. Учеб. для вузов / М.М. Благовещенская, Л.А. Злобин. – М.: Высш. шк., 2005. – 768 с.: ил.
- Аринова Н.В. Проектирование микропроцессорных систем автоматизированного управления: методические указания и задания к курсовому проекту для студентов специальности 5В070200 «Автоматизация и управление». ВКГТУ. - Усть-Каменогорск, 2012 – 61 с.
Дополнительная литература
- Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справочное пособие. Под ред. А.С.Клюева. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
- Емельянов А.И., Капник О.В. Проектирование систем автоматиза¬ции технологических процессов. Справочное пособие по содержанию и оформлению проектов. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
- Техника проектирования систем автоматизация технологических процессов. Под ред. Л.И.Шипетина. Машиностроение, 1976.
- Чистяков В.С. Краткий справочник по теплотехническим измере¬ниям. – М.: Энергоатомиздат, 1990.
- Клюев А.С. и др. Техника чтения схем автоматического управления и технологического контроля. – М.: Энергоатомиздат, 1983.