Основы искусственного интеллекта

Вайс Юрий Андреевич

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: В дисциплине даются основы исследований в области искусственного интеллекта. Обучающиеся получат навыки практического использования инструментов и платформ на базе искусственного интеллекта для создания текстовых документов, аудио и видео контента и других ресурсов, используемых в профессии. В курсе рассматривается применение инструментов ИИ для анализа текстов, интерактивной визуализации данных, анализа данных, прогнозирования и оценки рисков в профессиональной сфере. Освещаются этические аспекты применения ИИ.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Информатика. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten
Laborarbeiten 30
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование комплекса компетенций в области использовании теоретических знаний и умений в области представления теоретических знаний и практического применения программного инструментария и методов искусственного интеллекта, формирование целостного представления о современном состоянии теории и практики построения интеллектуальных систем различного назначения.
Задача
  • определить и раскрыть содержание ключевых понятий и направлений искусственного интеллекта;
  • познакомить с основными моделями представления знаний, раскрыть их особенности, указать основные области применения;
  • сформировать навыки проектирования специализирванных (по своему профилю) систем с использованием специализированных оболочек.
Результат обучения: знание и понимание
  • знание основных понятий ИИ, истории, моделей представления знаний
  • понимание основных концепций, овладение методами ИИ
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • способность использовать представленные теории, методы и принципы ИИ для применения базовых интеллектуальных программных систем
Результат обучения: формирование суждений
  • обсуждать и анализировать социальные последствия технологий ИИ в человеческих обществах
Результат обучения: коммуникативные способности
  • развить коммуникационные способности, необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике.
Lehrmethoden

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Рубежное тестирование 1
2  Bewertung Лабораторная работа 4 0-100
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
Рубежное тестирование 2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Ответы на контрольные вопросы демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение материалом и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, оказывает свободное владение материалом, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение материалом, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение материалом, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на «отлично», но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна не критичная ошибка или не более двух недочетов, при этом обучающийся может их исправить самостоятельно без помощи преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущена одна грубая ошибка и не более двух-трех недочетов, при этом обучающийся может их исправить с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не более 50% от объема, что не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует отсутствие владения основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «удовлетворительно», не может ответить на большую часть из поставленных вопросов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в ИИ. Основные понятия ИИ. История и развитие ИИ. Модели представления знаний. Основы исследований в области ИИ.
  • Знакомство с инструментами ИИ Обзор ИИ для специалистов нетехнического профиля. Изучение различных инструментов и платформ ИИ.
  • Большие языковые модели (LLM). Введение в большие языковые модели. Использование LLM для генерации текстов и обобщения.
  • Платформы искусственного интеллекта без кода. Что такое платформы искусственного интеллекта без кода. Построение моделей искусственного интеллекта без кодирования с использованием платформ без кода.
  • Инструменты генеративного искусственного интеллекта Обзор инструментов генеративного искусственного интеллекта. Создание генеративного искусства и музыки с использованием инструментов искусственного интеллекта.
  • Инструменты распознавания изображений Введение в распознавание изображений. Использование инструментов распознавания изображений для обнаружения и классификации объектов
  • Инструменты обработки естественного языка (Natural Language Processing NLP) Основы обработки естественного языка. Анализ текстовых данных и настроений с помощью инструментов NLP.
  • Визуализация данных с помощью искусственного интеллекта Методы визуализации данных с помощью ИИ. Создание интерактивных визуализаций с использованием инструментов, основанных на ИИ.
  • ИИ в маркетинге и рекламе Применение ИИ в маркетинге и рекламе. Разработка маркетинговых кампаний, основанных на ИИ.
  • ИИ в финансах ИИ в финансовых услугах. Прогнозная аналитика и оценка рисков с использованием ИИ в финансах.
  • ИИ в обслуживании клиентов Повышение качества обслуживания клиентов с помощью ИИ.
  • ИИ в образовании Инновации ИИ в образовании. Опыт обучения с помощью инструментов ИИ.
  • Этические аспекты ИИ Этические проблемы ИИ. Принятие этических решений, связанных с применением ИИ.
  • ИИ и общество Влияние ИИ на общество и сообщества.
  • Будущие тенденции в ИИ Новые тенденции в ИИ. Будущие возможности и проблемы в области внедрения искусственного интеллекта.
Основная литература
  • Агамалиев Р.: От "Энигмы" до ChatGPT. Эволюция искусственного интеллекта и российские бизнес-кейсы. – Москва: Миф, 2024. – 208 стр. - ISBN 978-5-00214-351-1
  • Фостер Дэвид. Генеративное глубокое обучение. Как не мы рисуем картины, пишем романы и музыку. 2-е международное изд. Санкт-Петербург: Издательский дом Питер, 2024.- 448 с. - ISBN 978-601-08-3729-4
  • Харбанс Р.: Грокаем алгоритмы искусственного интеллекта. Санкт-Петербург: Питер- Трейд, 2022.- 368 с. – ISBN 978-5-4461-2924-9
  • Доэрти Пол, Уилсон Джеймс: Душа машины. Радикальный поворот к человекоподобию систем искусственного интеллекта. - Москва: Миф , 2024. – 368 стр. – ISBN 978-5-00195-689-1
  • Баймұхамедов М.Ф., Баймұхамедова А.М., Боранбаев С.Н. «Жасанды интеллект: қазіргі заманғы теория және тәжірибе. Artificial Intelligence: Modern Theory and Practice» (в одной книге на казахском и английском языках) (реализация в двух томах). Алматы: Бастау, 2020 (ISBN 1т.- 978-601-7991-32-6) (ISBN 2т.- 978-601-7991-33-3);
  • Яворский В.В. Интеллектуальные информационные технологии: учебник / В.В. Яворский. - Алматы : Эпиграф, 2019. - 342, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 341-342. - ISBN 978-601-327-561-1.
  • Оразбаев Б.Б. Методы и системы искусственного интеллекта в экономике: учебное пособие для студентов и магистрантов специальностей "Информационные системы" и "Вычислительная техника и программное обеспечение" в экономических вузах / Б.Б. Оразбаев, Б.А. Серимбетов. - Алматы : Эпиграф, 2019. - 307, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 305-307. - ISBN 978-601-240-394-7.
  • Разработка и анализ данных: учеб. пособие / Р. У. Тукеев; КазНУ им. аль-Фараби. - Алматы : Қазақ ун-ті, 2017. - 109 с. ISBN 978-601-04-2261-2
  • Шевчук Е.В. Интеллектуальные информационные системы: учебно-методическое пособие / Е.В. Шевчук. - Алматы: CyberSmith, 2017. - 137 с. - ISBN 978-601-310-319-8.
Дополнительная литература
  • Pedro Uria-Recio, Randy McGraw. Machines of Tomorrow: From AI Origins to Superintelligence & Posthumanity. 2024;
  • RYAN BENNETT. Artificial Intelligence and Generative AI Made EASY: A Beginner's Guide to Mastering ChatGPT, Google Bard, and Tomorrow's Tech Today. 2023;
  • Data Science на службе бизнеса. Книга об интеллектуальном анализе данных / Д. М. Назаров, С.В.Бегичева, Д.Б. Ковтун, А.Д. Назаров. – Москва: Ай Пи Ар Медиа; Алматы: EDP Hub (Идипи Хаб), 2023. – 330 с.;
  • Стивен, Даггэн. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. : [Электронный ресурс], 2020, https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf;
  • Джон, Пол Мюллер. Искусственный интеллект для чайников: Санкт-Петербург: Диалектика, 2019 г. ISBN: 978-5-907114-57-9;
  • Новиков, Ф. А. Символический искусственный интеллект: математические основы представления знаний: учебное пособие для вузов / Ф. А. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00734-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт;