Елді мекендерді көгалдандыру

Валитова Наталья Владимировна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Табиғатты оңтайландыру және жасанды ландшафтарды жасау кезінде жасыл кеңістіктер құрамын білу және практикалық тұрғыда бекіту; елді мекендерді ландшафтты-жоспарлау ұйымының принциптері, қаланың немесе ауылдың жалпы ландшафтық жүйесін, оның жеке элементтерін (саябақтар, бақшалар, алаңдар, көшелер, мектептер, ауруханалар, кеңселер және т.б.)

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Орман мелиорация негізіндегі орман екпелері

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
курстық жоба
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • Көгалдандыру объектілерін жобалау, салу және пайдалану бойынша теориялық білімі мен практикалық дағдылары бар мамандарды даярлау.
Міндет
  • табиғи және жасанды ландшафты құру кезінде жасыл кеңістікті композициялау әдістерін зерттеу;
  • көгалдандыру объектілерін жобалау кезінде құжаттаманы зерделеу;
  • елді мекендерді ландшафтық-жоспарлау принциптерін игеру, қаланы немесе ауылды көгалдандырудың жалпы жүйесін, сондай-ақ оның жекелеген элементтерін (саябақтар, бақтар, скверлер, көше екпелері, мектептер, ауруханалар, кеңселер және т. б.) жобалау;
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • көгалдандыру объектілерін табиғи ландшафт компоненттерімен ұтымды үйлестіру ережелерін білу
  • халықтың жас құрылымы мен әлеуметтік құрамын ескере отырып, елді мекендерді көгалдандыру нормаларын және көгалдандыру алаңдарын есептеуді білу.
  • ҚР жағдайында елді мекендерді көгалдандыруда қолданылатын ағаштардың, бұталардың, лианалардың және шөпті-гүлді өсімдіктердің ассортиментін білу;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • әр түрлі көгалдандыру объектілері үшін ағаш және бұта түрлерінің ассортиментін таңдай білу;
  • елді мекендерді ландшафтық-жоспарлы ұйымдастыру қағидаттары негізінде қаланы немесе ауылды көгалдандырудың жалпы жүйесін және оның жекелеген элементтерін (саябақтар, бақтар, скверлер, көше екпелері, мектептер, ауруханалар, офистер және т.б.) жобалау.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • объективті баға бере білу, ұғымдардың мазмұнын ашып, пән бойынша өз білімдерін жеткізе білу, сонымен қатар субъективті бағалауды және осы білімге деген көзқарасты білдіру.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • ұжыммен қарым-қатынас жасай білу және әрқашан туындаған мәселенің дұрыс шешімін табу.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • өз ойларын дұрыс жеткізе білу, ғылыми ақпарат көздерін пайдалану, алған білімдерін іс жүзінде пайдалану, өз бетінше жұмыс істеу.
Оқыту әдістері

проблемалық және жобалық-бағдарлы оқыту технологиясы;

оқу-зерттеу қызметінің технологиялары;

коммуникативтік технологиялар (дискуссия, пресс-конференция, оқу пікірсайыстары және басқа да белсенді формалар мен әдістер);

білім алушылар іскерлік, рөлдік, имитациялық ойындарға қатысатын ойын технологиялары;

ақпараттық-коммуникациялық (соның ішінде қашықтықтан білім беру ) технологиялар.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Практическое занятие 1-8 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Практическое занятие 9-15 0-100
Устный опрос/тестирование
СРОП
Рубежный контроль 2
Қорытынды бақылау емтихан, курстық жоба 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Коллоквиум / Выполнение письменных работ / тестирование демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
СРО выполнил работу (раздел курсового проекта) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Итоговый контроль Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все определения. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Көгалдандыру объектілерін жіктеу
  • Қаланың жоспарлау құрылымының түрлері
  • Көшенің көлденең және бойлық профилі
  • Көшелерді көгалдандыру
  • Тротуарларды көгалдандыру
  • Ағаш отырғызудың әдісі
  • Тротуарлардың жиектерінде арнайы бөлінген жасыл жолақтар
  • Көшелерді көгалдандырудағы хеджирлеу
  • Көше қиылыстарында ағаш отырғызу
  • Жолдардағы бөлу жолақтары
  • Көшедегі алдыңғы бақтар
  • Бульварларды орналастыру және көгалдандыру тәсілдері
  • Жағалауларды көгалдандыру
  • Гүлзарлар
  • Баспалдақтар мен террастарды көгалдандыру
Негізгі әдебиет
  • Боговая, И. О. Озеленение населенных мест : учебное пособие / И. О. Боговая, В. С. Теодоронский. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 240 с. — ISBN 978-5-8114-1185-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/209633 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Теодоронский, В. С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы : учебное пособие для вузов / В. С. Теодоронский. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 244 с. — ISBN 978-5-8114-8547-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/208535 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Волченкова, Г. А. Озеленение населенных пунктов и промышленных объектов : учебное пособие / Г. А. Волченкова, С. А. Праходский, О. М. Берёзко. — Минск : РИПО, 2020. — 195 с. — ISBN 978-985-7234-54-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/194886 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Озеленение населенных мест : учебное пособие / составитель Е. В. Жеряков. — Пенза : ПГАУ, 2016. — 202 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142095 (дата обращения: 21.11.2022).
  • Ефремова, Л. П. Озеленение интерьеров : учебное пособие / Л. П. Ефремова, Ю. В. Граница ; под редакцией Ю. В. Границы. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2015. — 180 с. — ISBN 978-5-8158-1585-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112481 (дата обращения: 21.11.2022).
Қосымша әдебиеттер
  • Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы: учебное пособие для студ.учреждений высш.проф.образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.-256 с.
  • Боговая И.О., Теодоронский B.C. Озеленение населенных мест.- М., Академия, 2002.
  • Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зеленого строительства. М.: «Высшая школа», 2003.-214 с.
  • Теодоронский В.С. Садово-парковое хозяйство с основами механизации работ. – Ростов-на-Дону. - Феникс, 2006. - 336 с.
  • Грачева А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территорий. – М.: Форум, 2009.- 352 с.