Көркем өсімдік тану

Валитова Наталья Владимировна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Ландшафтық сәулет және сая-бақ құрылысында қолданылатын шөпті, ағаш және бұта өсімдіктерінің қазіргі заманғы ассортиментінің түрлік, формалық және сұрыптық әртүрлілігін, сондай-ақ олардың белгілі бір экологиялық жағдайларда даму ерекшеліктері, сәндік өсімдіктердің вегетативтік және тұқымдық көбеюінің ғылыми негіздері және урбанизацияланған орта жағдайында өсімдіктерді өсіру және эксплуатация кезінде пайдаланылатын қазіргі заманғы технологиялар мен материалдарды зерттейді.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Дендрология

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар
Зертханалық жұмыстар 30
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны Жазбаша емтихан

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Көркем өсімдіктану пәнінің оқу мақсаты: студенттердің елді мекендерді көгалдандыруға арналған сәндік ағаш-бұта тұқымдарын өсіру ерекшеліктерін білу, олардың дұрыс таңдауын жасай білу (ассортименті), онда биологиялық және экологиялық қасиеттерінің аймақтың климаттық және топырақ ерекшеліктеріне, сондай-ақ отырғызылатын нақты жағдайларға сәйкестігі жасыл желектердің төзімділігін, беріктігін және әсемдігін арттыруға ықпал етеді.
Міндет
  • Көркем өсімдіктану пәнінің оқу міндеті: студенттердің ағаш-бұта тұқымдыларының сәндік, биологиялық, экологиялық қасиеттерін, оларды қалалар мен кенттерді көгалдандыру және абаттандыруға байланысты жобаларды жасау кезінде қолдана білу болып табылады.
  • научиться использовать различные декоративные растения в озеленении населенных мест;
  • освоить технологию выращивания и формирования посадочного материала в декоративных питомниках.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • Білім алушылар білуі тиіс: - ағаш-бұта тұқымдарының сәндік, биологиялық және экологиялық қасиеттерін; олардың жер асты және жер үсті жүйелерін қалыптастыру негіздерін; питомник бөлімдері бойынша әртүрлі санаттағы тұқымдарды өсіру технологиясын; өсімдіктерді көбейту тәсілдерін білуі тиіс.
  • понимать основы формирования их подземной и надземной систем;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • Студенттер пәндердің негізгі заңдарын кәсіби қызметте жедел бейімдеуге қабілетті қолдануы тиіс
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Жобаларды орындау кезінде қазіргі заманғы ақпараттық технологиялар мен көгалдандыру жүйесін қолдану
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Негізгі құзыреттіліктер: - көгалдандыру объектісі үшін түр-түрін таңдау – - объектіні көгалдандыру жобасын жасау қабілеті
  • умение составления проекта декоративного питомника
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Дағдылар: қалалар мен кенттерді көгалдандырумен және абаттандырумен байланысты жобаларды құру кезінде білімді пайдалану.
Оқыту әдістері

проблемалық және жобалық - бағытталған оқыту технологиясы;

оқу-зерттеу қызметінің технологиялары;

коммуникативтік технологиялар (пікірталас, баспасөз конференциясы, ми шабуылы, оқу пікірсайыстары және басқа да белсенді нысандар мен әдістер);

ақпараттық-коммуникациялық (оның ішінде қашықтықтан білім беру) технологиялар.

білім алушылар іскерлік, рөлдік, Имитациялық ойындарға қатысатын ойын технологиялары;

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг лекциялар 0-100
Практикалық сабақтар
Ауызша сауалнама
СОӨЖ
2  рейтинг Дәрістер бойынша сауалнама 0-100
Практикалық сабақтар
Устный опрос
СРОП
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Коллоквиум / Выполнение письменных работ / тестирование демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на лабораторных занятиях выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
СРО выполнил работу (раздел курсового проекта) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Итоговый контроль Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все определения. выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Көркем өсімдіктану шаруашылығының негіздері
  • Өсімдіктер ассортименті
  • Ағаш өсімдіктерінің биологиялық ерекшеліктері және олардың экологиялық факторларға қойылатын талаптары
  • Көркемдік ағаш тұқымдарын кесу негіздері
  • Мектептерде өсімдіктер өсіру
  • Гүл өсіру негіздері
  • Біржылдықтар
  • Кілемше өсімдіктері
  • Екі жылдықтар , көпжылдықтар
  • Қорғалған топырақтағы сәндік гүл дақылдары
  • Мәңгі жасыл сәндік-жапырақты және әдемі гүлденген дақылдар
  • Приемы агротехники цветочных культур
Негізгі әдебиет
  • Вьюгина, Г. В. Основы декоративного растениеводства. Практикум : учебное пособие для вузов / Г. В. Вьюгина, И. А. Карамулина, С. М. Вьюгин. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 120 с.
  • Хазова, Е. П. Декоративное растениеводство: лабораторный практикум : учебное пособие / Е. П. Хазова. — Воронеж : ВГЛТУ, 2021. — 108 с.
  • Кентбаев Е.Ж. Деревья и кустарники Казахстана для лесовыращивания : учебник / Кентбаев Е.Ж., Кентбаева Б.А.. — Алматы : Нур-Принт, 2015. — 204 c. — ISBN 978-601-241-038-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/67039.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Бурганская Т.М. Основы декоративного садоводства. Часть 1. Цветоводство : учебное пособие / Бурганская Т.М.. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 367 c. — ISBN 978-985-06-2188-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/20241.html (дата обращения: 11.01.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Соколова Т. А. Декоративное растениеводство : Цветоводство : учебник для студ. учреждений высш. образования / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. — 6-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 432 с., [16] с. цв. вкл.: ил.
  • Ковешников, А. И. Декоративное растениеводство. Основы топиарного искусства : учебное пособие / А. И. Ковешников, Н. А. Ширяева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 336 с.
Қосымша әдебиеттер
  • Никитинский Ю. И. , Соколова Т. А. Декоративное древоводство. - Москва : Агропромиздат, 1990. - 254,[1] с. : ил.
  • Сапелин А.Ю. .Декоративные деревья и кустарники. - Москва : Фитон+, 2009. - 63 с. : ил.
  • Сапелин А.Ю. Формируем деревья и кустарники. - Москва : Фитон+, 2007. - 32 с. : ил.
  • Хессайон Д. Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках. - Москва : Кладезь, 1996. - 127 с. : ил.
  • Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Декоративное растениеводство. Цветоводство. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 427, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., табл.
  • Громадин А.В., Матюхин Д.Л. Дендрология, Москва, ACADEMIA, 2006, 360 с.
  • Колесников А.И. Декоративная дендрология. – М., Лесная промышленность, 2004, 703с.
  • Сапелин А.Ю. .Декоративные деревья и кустарники. - Москва : Фитон+, 2009. - 63 с. : ил.
  • Сапелин А.Ю. Формируем деревья и кустарники. - Москва : Фитон+, 2007. - 32 с. : ил.