Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов, путем изучения  и анализа данных о студентах, определение уровня их воспитания, способностей и личных особенностей.

18 февраля текущего года педагогом-психологом университета Нургуль Жарасбаевой проведен семинар с педагогами-кураторами Высшего IT-колледжа ВКТУ им. Д. Серикбаева на темы: Как формируются группа динамического наблюдения и «Алгоритм работы с кризисным случаем».

Группа динамического наблюдения (ГДН) – это  систематическое наблюдение за студентами требующие дополнительного педагогического и психологического воздействия.

По результатам изучения на каждого студента (обучаемого) составляется развернутая социально-психологическая характеристика. На основании полученных данных и выводов педагога-куратора с использованием дополнительных документов характеризующие личность обучаемого (объяснительные записки, акты наблюдений очевидцев, ответы на запросы из мест предыдущего учебного заведения) формируются группы динамического наблюдения (ГДН).

Причины постановки на динамическое наблюдение:

  • эмоциональная нестабильность;
  • выраженный нейротизм (возбудимость, тревожность);
  • высокая вероятность нервных срывов;
  • обладание неуравновешенным характером, повышенной конфликтностью, тревожностью, замкнутостью;
  • воспитание в неблагополучной семье;
  • совершение суицидальной попытки (до обучения в данном учебном заведении);
  • наличие суицидальной наследственности (близкие родственники);
  • низкий уровень адаптационных способностей;
  • низкий уровень культуры и общего развития;
  • нахождения на учете в РОВД (участкового инспектора).

После формирования списка ГДН педагогам- психологом составляется на каждого студенты из списка индивидуальный план психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий.

Условием снятия обучаемого с динамического наблюдения является положительная динамика после проведенных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, отсутствие психоневрологических и психофизиологических отклонений, факторов суицидального риска, асоциального поведения, достаточная адаптивность, хороший эмоциональный настрой.

Памятка для педагогов – кураторов

«Алгоритм работы с кризисным случаем»

  • Распознать эмоциональную реакцию
  • Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости)
  • Обеспечить психологическую поддержку
  • Обратиться за помощью
  • Создать безопасную поддерживающую среду

Главный инструмент в работе с подростком — разговор с ним.

Правила беседы:

  • Разговаривать в спокойной обстановке.
  • Смотреть на собеседника, расположившись напротив, но не через стол.
  • Дать возможность высказаться, не перебивать.
  • Пересказать то, что подросток рассказал, чтобы он убедился, что вы его действительно слушали.
  • Говорить без оценок и осуждения, что способствует возникновению у подростка доверия к собеседнику.
  • Произносить только позитивно - конструктивные фразы.

Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)

  • Консультирование подростка психологом (периодичность встреч 1-3 в неделю);
  • Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);
  • Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);
  • Работа с группой (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);
  • Включение в обычную для подростка  жизнь;
  • Организация досуга по интересам подростка;
  • Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал).