Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов, путем изучения и анализа данных о студентах, определение уровня их воспитания, способностей и личных особенностей.
18 февраля текущего года педагогом-психологом университета Нургуль Жарасбаевой проведен семинар с педагогами-кураторами Высшего IT-колледжа ВКТУ им. Д. Серикбаева на темы: Как формируются группа динамического наблюдения и «Алгоритм работы с кризисным случаем».
Группа динамического наблюдения (ГДН) – это систематическое наблюдение за студентами требующие дополнительного педагогического и психологического воздействия.
По результатам изучения на каждого студента (обучаемого) составляется развернутая социально-психологическая характеристика. На основании полученных данных и выводов педагога-куратора с использованием дополнительных документов характеризующие личность обучаемого (объяснительные записки, акты наблюдений очевидцев, ответы на запросы из мест предыдущего учебного заведения) формируются группы динамического наблюдения (ГДН).
Причины постановки на динамическое наблюдение:
- эмоциональная нестабильность;
- выраженный нейротизм (возбудимость, тревожность);
- высокая вероятность нервных срывов;
- обладание неуравновешенным характером, повышенной конфликтностью, тревожностью, замкнутостью;
- воспитание в неблагополучной семье;
- совершение суицидальной попытки (до обучения в данном учебном заведении);
- наличие суицидальной наследственности (близкие родственники);
- низкий уровень адаптационных способностей;
- низкий уровень культуры и общего развития;
- нахождения на учете в РОВД (участкового инспектора).
После формирования списка ГДН педагогам- психологом составляется на каждого студенты из списка индивидуальный план психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий.
Условием снятия обучаемого с динамического наблюдения является положительная динамика после проведенных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, отсутствие психоневрологических и психофизиологических отклонений, факторов суицидального риска, асоциального поведения, достаточная адаптивность, хороший эмоциональный настрой.
Памятка для педагогов – кураторов
«Алгоритм работы с кризисным случаем»
- Распознать эмоциональную реакцию
- Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости)
- Обеспечить психологическую поддержку
- Обратиться за помощью
- Создать безопасную поддерживающую среду
Главный инструмент в работе с подростком — разговор с ним.
Правила беседы:
- Разговаривать в спокойной обстановке.
- Смотреть на собеседника, расположившись напротив, но не через стол.
- Дать возможность высказаться, не перебивать.
- Пересказать то, что подросток рассказал, чтобы он убедился, что вы его действительно слушали.
- Говорить без оценок и осуждения, что способствует возникновению у подростка доверия к собеседнику.
- Произносить только позитивно - конструктивные фразы.
Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)
- Консультирование подростка психологом (периодичность встреч 1-3 в неделю);
- Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);
- Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);
- Работа с группой (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);
- Включение в обычную для подростка жизнь;
- Организация досуга по интересам подростка;
- Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал).