System analysis and mathematical methods of decision-making

Tezekpaeva Shynar Tolegenovna

The instructor profile

Description: Понятия и методы, определяющие процессы принятия решений. Многокритериальные решения при объективных моделях, методы оценки и сравнения многокритериальных альтернатив. Современные подходы к построению экспертных оценок, анализу и принятию решений. Теоретические основы исследования операций и детерминированные и стохастические модели. Методы теорий массового обслуживания.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Theory of probability and mathematical statistics

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works
Laboratory works 30
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • Сформировать базовое представление, первичные знания, умения и навыки студентов по системному анализу и математические методы принятию решений как научной и прикладной дисциплины, достаточные для дальнейшего продолжения образования и самообразования их в области вычислительной техники и информационных систем различного назначения
Objective
  • - изучение принципов теории систем; - овладение способами классификации систем; - развитие навыков системного моделирования; - познание способов математических принятия решений в сложных системах
Learning outcome: knowledge and understanding
  • После изучения дисциплины должен знать: - базовых определений и понятий, проблематику системного анализа и методы принятия решений; - требований к формальному аппарату и постановке основных задач по разделам системного анализа.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Владеть особенностями системного анализа и различиями в методике решения задач
Learning outcome: formation of judgments
  • - формирование представлений об изучаемом анализе и математическом методе поиска решений; - формирование современного научного мировоззрения и повышению их профессиональной прикладной подготовки; - методологии решения задач анализа и проектирования больших систем; - развитие у студентов научного мышления.
Learning outcome: communicative abilities
  • Способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Способность выявлять проблемные места в области системного анализа, управления и обработки информации; формулировать проблемы для исследования; ставить цель и конкретизировать ее на уровне задач; выстраивать научный аппарат исследования; строить модели исследуемых процессов или явлений
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Информационно – коммуникационная технология; - Технология развития критического мышления; - Проектная технология; - Технология интегрированного обучения; - Технологии уровневой дифференциации; - Групповые технологий; - Традиционные технологии (лекционное, лабораторное занятия)

Topics of lectures
  • Введение системного анализа
  • Логика и методология системного анализа
  • Основы оценки сложных систем
  • Введение в теорию принятия решений
  • Математическая постановка задачи принятия решений
  • Метод неопределенных множителей лагранжа
  • Классические методы решения
  • Нелинейное программирование
  • Линейное программирование
  • Постановка задачи линейного программирования
  • Каноническая форма задачи линейного программирования
  • Симплексный метод решения задачи линейного программирования
  • Динамическое программирование
Key reading
  • Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. – 367 с.
  • Антонов, А.В. Системный анализ. Учебник для вузов / А.В. Антонов. М.: Высш. шк., 2004. – 454 с.
  • Малин, А.С., Мухин, В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 400с.
  • Таха, Хэмди А. Введение в исследование операций, 7-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 912 с.
  • Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высш. шк., 2004. – 616 с.
  • Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. М.: Высшая школа, 1993. 336 с.
  • Беллман Р. Динамическое программирование. М.: Издатинлит, 1960. 400 с.
  • Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука, 1965. 458 с.
  • Гасс С. Линейное программирование. М.: Физматиз, 1961. 304 с.
  • Антонов, А.В. Системный анализ. 3-е изд., стер. / А.В. Антонов. — М.: Высшая школа, 2017. — 454 c.
Further reading
  • Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа: учеб. пособие / В.Н. Спицнадель. − СПб.: Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. – 326 с.
  • Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении; учеб. пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под. ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
  • Горелик, О.М. Системный анализ в сфере сервиса / О.М. Горелик, С.Б. Волохин. − Тольятти: Изд. ПТИС, 2000. – 140 с.
  • Тырсин, А.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / А.Н. Тырсин. – Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2001. – 128 с.
  • Карманов В.Г. Математическое программирование. М.: Физматмет, 2000. 264 с.
  • Полак Э. Численные методы оптимизации. М.: Мир, 1997. 376 с.
  • Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. 534 с.
  • Эддонс М., Стенсфильд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 590 с.
  • Юдин Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. М.: Наука, 1989. 316 с.
  • Юдин Д.Б., Гальштейн Е.Г. Линейное программирование. Теория, методы и приложения. М.: Наука, 1969. 424 с.
  • Черноруцкий И. Г. / Методы принятия решений / СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  • Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. — М.: ФиС, 2018. — 368 c.