Техника финансового анализа
Описание: Дисциплина дает представление о финансовом анализе как о системе знаний о методах исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она способствует усвоению основных технических приемов и критериев финансового анализа, формированию у студентов навыков проведения финансового анализа деятельности предприятия, оценки текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта и ожидаемых перспектив его развития. В результате изучения данной дисциплины студент приобретает компетенции в области использования полученных в ходе анализа результатов для обоснования решений, направленных на финансовое оздоровление предприятия.
Количество кредитов: 3
Пререквизиты:
- Введение в финансы
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 15 |
СРО | 45 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- формирование у студентов знаний и навыков финансового анализа деятельности предприятия, оценки текущего финансового состояния объекта и ожидаемых перспектив его развития для принятия управленческих решений.
Задача
- Задачи курса сводятся к приобретению нового знания теоретических основ по проблемам анализа вообще и финансового, в частности,изучению содержания основных категорий финансового анализа, усвоению основных приемов и критериев анализа, приобретению навыков аналитических расчетов для использования их в практике финансовой работы на предприятии.
Результат обучения: знание и понимание
- места финансового анализа в общей системе управления финансами; предмета, объекта и методов финансового анализа; видов финансового анализа, его информационной основы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Навыки: - выполнения практических расчетов по анализу финансовой отчетности, в том числе расчетов финансовых коэффициентов; - обоснования мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;. - составления отчета по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана; Умение: разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати; анализировать результаты производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта; анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала; осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондов, нематериальных активов, оборотных средств; давать экономическую интерпретацию полученных в ходе финансового анализа результатов и использовать их для выработки мероприятий, направленных на повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшение финансового состояния предприятия в целом.
Результат обучения: формирование суждений
- способность на основании проведенного финансового анализа составлять суждение о финансовом положении предприятия, давать экономическую интерпретацию полученных в ходе финансового анализа результатов и использовать их для выработки мероприятий, направленных на повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшение финансового состояния предприятия в целом
Результат обучения: коммуникативные способности
- способность легко адаптироваться в профессиональной среде, быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- владение навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре, стремление к профессиональному и личностному росту
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Решение задач по теме | 0-100 |
Решение задач по теме | ||
Решение задач по теме | ||
Решение задач по теме | ||
Тестирование | ||
2 рейтинг | Решение задач по теме | 0-100 |
Решение задач по теме | ||
Решение задач по теме | ||
Решение задач по теме | ||
Тестирование | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Финансовый анализ в системе финансового управления
- Информационная база финансового анализа
- Методы финансового анализа
- Экспресс-анализ финансовой отчетности
- Оценка финансового состояния предприятия на основе углубленного анализа
- Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия
- Анализ финансовой устойчивости
- Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия
- Анализ рыночной активности предприятия
- Анализ безубыточности
- Анализ вероятности банкротства
Основная литература
- Финансовый анализ: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.] ; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 337 с.
- Техника финансового анализа в контексте антикризисного управления предприятием: Учебное пособие/ О.В.Куур, Р.А. Костырко. - Усть-Каменогорск, ВКГТУ, 2019. – 170 с.
- Жилкина А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. Н. Жилкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 285 с.
- Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. – 2-е изд., доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 374 с.
- Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
Дополнительная литература
- Пласкова Н. С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО: учебник / Н.С. Пласкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 276 c.
- Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы: учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.] ; под. ред. В. И. Флегонтова. — Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. — 333 с.