Геодезия

Гусаренко Юлия Дмитриевна

Портфолио преподавателя

Описание: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт (планов), создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах, планах).

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
  • Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
  • Студент должен уметь: - свободно читать топографическую карту и решать на её основе задачи графического и расчётного характера; - самостоятельно выполнять несложные геодезические измерения и работы, связанные с решением типовых проектных и строительных задач, с помощью геодезических приборов и инструментов; - производить математическую обработку измерений (вычисление ведомости координат, ведомости прямых и кривых, обработку журнала тахеометрической съёмки, журнала технического нивелирования); - графически оформлять результаты измерений (построение топографического плана, продольного и поперечного профилей, планов горизонтальной и вертикальной планировки с картограммой земляных работ).
Результат обучения: знание и понимание
  • - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ; - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
  • Способность составлять геодезическую техническую документацию.
Методы преподавания

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Решение задач на топографической карте 0-100
Устройство теодолита. Работа с теодолитом.
Обработка материалов теодолитной и тахеометрической съемок
Построение топографического плана
Рубежный контроль (тестирование)
2  рейтинг Устройство нивелира. Работа с нивелиром 0-100
Обработка материалов геометрического нивелирования, расчет ведомости прямых и кривых
Построение продольного и поперечного профилей трассы
Нивелирование поверхности по квадратам. Проектирование горизонтальной и наклонной площадок.
Рубежный контроль (тестирование)
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Форма и размеры Земли
  • Системы координат и высот, применяемые в геодезии
  • Ориентирование линий
  • Топографические карты, планы
  • Задачи, решаемые по топографическим картам и планам
  • Геодезические измерения и их точность
  • Угловые измерения
  • Линейные измерения
  • Измерение превышений
  • Общие сведения о геодезических съёмках
  • Тахеометрическая съёмка
  • Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях
  • Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах
  • Геодезические разбивочные работы
Основная литература
  • Попов В.Н., Чекалин С.И. Геодезия. – М.: «Горная книга», 2017
  • Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2020
  • Авакян В.В. Прикладная геодезия: технологии инженерно-геодезических работ. - М.: Инфра-Инженерная, 2019
Дополнительная литература
  • Михелев Д.Ш. Инженерная геодезия. – М.: ACADEMA, 2009
  • Симонян В.В., Кузнецов О.Ф. Геодезия: сборник задач и упражнений - М.: НИУ МГСУ, 2015