Лесоводство
Описание: Изучает лес, как важнейшей компонент биосферы, дифференциацию деревьев, естественный отбор в лесу, теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса, теорию выращивания лесов, систем рубок и охрану лесов от пожаров, направленных на улучшение древостоев для многочисленных задач хозяйственного использования, связь леса и окружающей среды, лесоводственную характеристику древесных пород и их сочетание с непрерывно меняющейся средой.
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Формирование у будущих бакалавров лесохозяйственного дела понимания сложных природных явлений, происходящих в лесу, природоохранный подход к использованию леса, повышение его продуктивности и улучшение качества.
Задача
- Курс лесоводства включает изучение: - понятия о лесе; - дифференциации деревьев, естественный отбор в лесу; - основные элементы леса; - связь леса и природно-климатических факторов; - возобновление леса, смена пород, типы леса; - рубки ухода за лесом; - рубки главного пользования; - побочные пользования в лесах; - охрана лесов, противопожарная служба в лесных предприятиях.
Результат обучения: знание и понимание
- В результате изучения дисциплины студент должен знать: - морфологическое строение леса; - теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса; - особенности семенного и вегетативного размножения леса, смену пород; - способы главных рубок и рубок промежуточного пользования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- В результате изучения дисциплины студент должен уметь: - организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования; - вести хозяйство в лесу с учетом региональных особенностей произрастания лесных ресурсов;
Результат обучения: формирование суждений
- - методы содейстеса; - системы противопожарных мероприятий; - виды побочных пользовавия естественному возобновлению лний и их многообразие.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Студент должен уметь организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - организовать хозяйственную деятельность лесного предприятия в условиях рыночной экономики по принципу непрерывности и постоянства пользования лесными ресурсами; - обеспечить охрану лесов от пожаров и в случае их возникновения правильно организовать тушение.
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Темы лекционных занятий
- Раздел 1 «Лес как природное явление и природная система»Тема 1Учение Г
- Тема 3Понятие о лесном биогеоценозе
- Тема 1Роль Г
- Возможности использования защитных функций лесов
- Тема 9 Семенное возобновление
- Тема 11 Методы изучения и оценки возобновления леса
- Тема 12 Формирование состава и структуры древостоев
- Смена пород
- Тема 1Развитие учения о типах леса
- Истоки лесоводства
- Рубка -форма активного воздействия на леса, позитивные и негативные последствия ее
- Основные пути решения проблемы восстановления хозяйственно ценных пород на концентрированных вырубках
- Биологические, экологические и экономические аспекты рубок ухода
- Комплексные рубки
- Тема 11Проблема определения критериев экологической продуктивности леса
Основная литература
- Луганский Н.А., Залесов С.В. Лесоводство. – Екатеринбург, 2001.
- Никонов М.В. Лесоводство: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010.
- Мелехов И.С. Лесоводство. – М., 1989.
- Байзаков С.Б., Гурский А.А., Аманбаев, Токтасынов Ж.Н. . Леса и лесное хозяйство Казахстана. Алматы, 1996.
- Атрохин В.Г., Иевинь И.К. Рубки ухода и промежуточное пользование. – М., 1985.
- Сарсекова Н.,Еспергенов Ж.Қ.,Қаспақпаев Е.М, Орманщылық оқу құралы, ШҚМТУ,2008
Дополнительная литература
- .Мелехов И.С. Лесоведение. Учебник. М.: Изд-во МГУЛ, 2005. 372 с. .Нестеров Н.С. Очерки по лесоведению. М., 1960. 486 с.