Лесоводство

Асангалиев Елибек Атрауович

Портфолио преподавателя

Описание: Изучает лес, как важнейшей компонент биосферы, дифференциацию деревьев, естественный отбор в лесу, теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса, теорию выращивания лесов, систем рубок и охрану лесов от пожаров, направленных на улучшение древостоев для многочисленных задач хозяйственного использования, связь леса и окружающей среды, лесоводственную характеристику древесных пород и их сочетание с непрерывно меняющейся средой.

Количество кредитов: 5

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у будущих бакалавров лесохозяйственного дела понимания сложных природных явлений, происходящих в лесу, природоохранный подход к использованию леса, повышение его продуктивности и улучшение качества.
Задача
  • Курс лесоводства включает изучение: - понятия о лесе; - дифференциации деревьев, естественный отбор в лесу; - основные элементы леса; - связь леса и природно-климатических факторов; - возобновление леса, смена пород, типы леса; - рубки ухода за лесом; - рубки главного пользования; - побочные пользования в лесах; - охрана лесов, противопожарная служба в лесных предприятиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения дисциплины студент должен знать: - морфологическое строение леса; - теоретические основы биологии и экологии леса, типы леса; - особенности семенного и вегетативного размножения леса, смену пород; - способы главных рубок и рубок промежуточного пользования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате изучения дисциплины студент должен уметь: - организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования; - вести хозяйство в лесу с учетом региональных особенностей произрастания лесных ресурсов;
Результат обучения: формирование суждений
  • - методы содейстеса; - системы противопожарных мероприятий; - виды побочных пользовавия естественному возобновлению лний и их многообразие.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Студент должен уметь организовать и проводить лесосечные работы по рубкам ухода и рубкам главного пользования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - организовать хозяйственную деятельность лесного предприятия в условиях рыночной экономики по принципу непрерывности и постоянства пользования лесными ресурсами; - обеспечить охрану лесов от пожаров и в случае их возникновения правильно организовать тушение.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Темы лекционных занятий
  • Раздел 1 «Лес как природное явление и природная система»Тема 1Учение Г
  • Тема 3Понятие о лесном биогеоценозе
  • Тема 1Роль Г
  • Возможности использования защитных функций лесов
  • Тема 9 Семенное возобновление
  • Тема 11 Методы изучения и оценки возобновления леса
  • Тема 12 Формирование состава и структуры древостоев
  • Смена пород
  • Тема 1Развитие учения о типах леса
  • Истоки лесоводства
  • Рубка -форма активного воздействия на леса, позитивные и негативные последствия ее
  • Основные пути решения проблемы восстановления хозяйственно ценных пород на концентрированных вырубках
  • Биологические, экологические и экономические аспекты рубок ухода
  • Комплексные рубки
  • Тема 11Проблема определения критериев экологической продуктивности леса
Основная литература
  • Луганский Н.А., Залесов С.В. Лесоводство. – Екатеринбург, 2001.
  • Никонов М.В. Лесоводство: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010.
  • Мелехов И.С. Лесоводство. – М., 1989.
  • Байзаков С.Б., Гурский А.А., Аманбаев, Токтасынов Ж.Н. . Леса и лесное хозяйство Казахстана. Алматы, 1996.
  • Атрохин В.Г., Иевинь И.К. Рубки ухода и промежуточное пользование. – М., 1985.
  • Сарсекова Н.,Еспергенов Ж.Қ.,Қаспақпаев Е.М, Орманщылық оқу құралы, ШҚМТУ,2008
Дополнительная литература
  • .Мелехов И.С. Лесоведение. Учебник. М.: Изд-во МГУЛ, 2005. 372 с. .Нестеров Н.С. Очерки по лесоведению. М., 1960. 486 с.