Зеленая архитектура

Гурская Оксана Евгеньевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина формирует экологическое сознание, основы рационального использования природных ресурсов. Рассматривает основополагающие принципы, технологические приемы, правила зеленой архитектуры, проблемы и направления современного зеленого строительства, дает знания о природных системах и искусственной среде необходимых при принятии архитектурных решений.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Архитектурное проектирование V

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Творческий экзамен: Представить проектное решение зеленого архитектурного объекта по заданным критериям

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Овладение базовыми теоретическими знаниями по проектированию, строительству и эксплуатации ресурсосберегающих зеленых зданий, их комплексов и градостроительных эко-структур, как одной из предпосылок перехода современной цивилизации к устойчивому природопользованию.
Задача
  • Сформировать представление о перспективной архитектурной среде, как экологически устойчивой системе, обеспечивающей саморегуляцию, надлежащую охрану и восстановление основных компонентов природных экосистем, затронутых деятельностью человека;
  • Изучить историю и теоретические предпосылки формирования современных представлений об устойчивой городской среде;
  • Сформировать навыки архитектурного-экологического анализа городской среды и ее компонентов;
  • Изучить основные методы и приемы формирования устойчивой городской среды;
  • Сформировать у обучающихся систему понятий и представлений о принципах проектирования зеленых зданий.
Результат обучения: знание и понимание
  • Требования к основным типам зданий и сооружений, включая требования, определяемые функциональным назначением проектируемого объекта, особенностями участка, необходимости организации безбарьерной среды; нормативные, справочные, методические, реферативные источники получения информации в архитектурном проектировании.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способность применять знания при разработке проектов, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных технологий, материалов, конструкций, систем жизнеобеспечения и информационно-компьютерных средств
Результат обучения: формирование суждений
  • Участвовать в сводном анализе исходных данных, данных заданий на проектирование объекта капитального строительства, данных задания на разработку архитектурного раздела проектной документации
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Участвовать в оформлении презентаций и сопровождении проектной документации на этапах согласований.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов и после осуществления проекта в натуре
*TeachingMethods(zh-CN)*

теоретический материал в презентационной подаче;

коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты), способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Проектное решение малоэтажного экодома 0-100
Рубежный контроль
Работа на практических занятиях
2  *Rating(zh-CN)* Проектное решение "Экологический небоскреб" 0-100
Рубежный контроль
Работа на практических занятиях
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Тема 1 Экологическая архитектура. Понятие экологической архитектуры. Истоки становления: традиционная архитектура климатических зон, каноны Древнего Китая, трактаты Витрувия.
  • Тема 2 Критерии оценки климатических факторов. Тепловые процессы в организме человека: теплопродукция и теплоотдача. Воздействие на человека основных составляющих климата. Тепловой комфорт открытых пространств. Тепловой комфорт помещений различного функционального назначения и физические факторы, его определяющие. Методы пофакторной и комплексной оценки климатических условий.
  • Тема 3 Климат и микроклимат местности. Физико-географические факторы климата.
  • Тема 4 Зеленые стандарты в архитектурном проектировании. Зеленые стандарты - как способ регулирования архитектурно-строительной деятельности в целях устойчивого развития цивилизации. Появление зеленых стандартов в конце XX века в Европейских странах, США, Японии, и их развитие в XXI в. Характеристика зеленых стандартов LEED, BREEAM, DGNB, CASBE. Отечественные зеленые стандарты. Регенеративная архитектура. Концепция живого здания в стандарте LBC.
  • Тема 5 Системы озеленения зданий. Проблема нулевой эмиссии С02 и озеленение зданий. Классификация зеленых систем. Наружные и внутренние зеленые системы, зимние сады. Горизонтальные, вертикальные, наклонные зеленые системы, особенности проектирования и эксплуатации. Зеленая спираль Янга и вертикальные зеленые стены Питера Блана. Особенности проектирования и эксплуатации зеленых систем в регионе.
  • Тема 6 Новые тенденции развития зеленых систем: городские фермы. Интеграция экосистем в урбанизированную городскую среду.
  • Тема 7 Инженерные системы использования возобновляемых источников энергии. Солнечное отопление; солнечное электроснабжение; ветер как источник энергии; тепловые насосы; использование энергии моря и рек. Классификация систем, устройство и принцип действия, размещение систем малой мощности в малоэтажном экодоме и высотных зданиях, и их эксплуатация; промышленные системы, устройство, размещение, эксплуатация. Экономика активных систем бытового и промышленного назначения.
  • Тема 8 Альтернативная энергетика – ресурсы и основные технологии.
  • Тема 9 Основные приемы пассивных ресурсосберегающих технологий и энергоэффективная форма малоэтажного экодома. Классификация пассивных систем по ISES и классификация Н.П.Селиванова. Прямой обогрев, стена Тромба, нагрев изолированного объема. Солнечный дом в мягком умеренном климате; изолированная «солнечная комната» с активной вентиляцией; использование коньковых окон; классический зимний сад; учет годового движения солнца в витражах южной ориентации; солнцеприемники в плотной застройке, солнечная кровля; эффекты «теплового мешка» и «солнечной трубы»; атриум как средство коррекции микроклимата малоэтажного экодома. Интеграция активных систем возобновляемой энергетики в архитектуру малоэтажного экодома. Конструктивные различия пассивного дома и пассивного солнечного дома.
  • Тема 10 Архитектура устойчивого развития – «экологический небоскреб». Ecology of the Sky–концепция экологического небоскреба Кэна Янга (Ken Yeang). Социальная устойчивость (social sustainability) и непрерывная зеленая структура. Использование возобновляемых источников энергии и учет контекста. Энергоэффективная архитектурная форма. Возобновляемые и ресурсосберегающие материалы и технологии. Размещение ресурсосберегающих инженерных систем в высотном здании. Региональные аспекты концепции экологического небоскреба.
  • Тема 11 Экогород, развитие представлений и современные концепции. Фактор экологии в основных концепциях градообразования, сформулированных в XX веке: линейный город (Сориа-и-Мато, Ле Корбюзье, К. Доксиадис, НЭР); зернистая структура градообразования (Э. Говарда, В. Кристаллера, Э. Глойдена). Концепции, рассматриваемые российскими специалистами: - город как самоорганизующаяся система; - город как элемент развивающейся биосферы; - город, состоящий из архитектурной и природной подсистемы; - город как объект экологии культуры; - программа “Экополис”. Современные тенденции в представлениях об экогороде. Космический лифт и концепция «Зеленого пояса Земли», сфера «Дайсона».
  • Тема 12 Экогород – реализованные проекты и концептуальные проектные предложения. Экологический жилой район в Стокгольме Хаммарбю Шёстад, проект и реализация: общая концепция, генеральный план, транспорт, застройка, обслуживание, источники энергии и ресурсов, системы удаления бытовых отходов. Административный экогород Sejeong, Южная Корея, проект SAMOA Arch. – пример концепции zero-city. Проекты экогородов в Арабских эмиратах и Китае.
  • Тема 13 Перспективные концепции и проекты экозданий. Эксперименты с автономными зданиями-биосферами в России и США. Горизонтальный небоскреб, здания на опорах, летающий город; Освоение прибрежной полосы: намывные (насыпные) территории, структуры на опорах, польдеры, понтоны. Экокомплексы открытого моря: плавающие комплексы, «обратный небоскреб».
  • Тема 14 Концепции зданий, устойчивых к техногенным и природным катастрофам.
  • Тема 15 Адаптивная архитектура.
Основная литература
  • Устойчивое развитие поселений и урбанизированных территорий: учебное пособие / Е. В. Щербина, Д. Н. Власов, Н. В. Данилина; под ред. Е. В. Щербины. Москва: Изд-во Московского строительного университета, 2016. - 124 с.
  • Возобновляемые источники энергии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Б. Алхасов - М.: Издательский дом МЭИ, 2016. 238 с.
  • Вершинин В.Л. Экология города [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.Л. Вершинин. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. - 88 c.
  • Проблемы «зеленой» архитектуры и устойчивого развития городов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора архитектуры, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Валерия Анатольевича Нефёдова (1949–2017); СПбГАСУ. – СПб, 2018. – 219 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doc.spbgasu.ru/nauka/2018/sbornik_problemy_zelenoj_arhitek.pdf
Дополнительная литература
  • Коротич А. В. Актуальные проблемы современной концептуальной архитектуры России. / А. В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 1. С. 49–53.
  • Бадьин Г.М. Строительство и реконструкция малоэтажного энергоэффективного дома. Издательство BHV, 2020 г.
  • Береговой, А.М. Энергоэкономичные и энергоактивные здания в архитектурно-строительном проектировании: учебное пособие [Электронный ресурс]: Пенза: ЭБС АСВ, 2012. 204 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23107.htm