Кәсіпкерлік және бизнестің құқықтық негіздері

Сидоренко Татьяна Викторовна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Бәсекелестік ортада кәсіпкерлік қызметті ұйымдастыру, кәсіпкерліктің негізгі түрлері мен ұйымдық нысандары: бизнес-жоспарлау, кадрлық қамтамасыз ету, қаржыландыру, кәсіпкерлік тәуекелдері оқытылады; сонымен қатар студенттерде бизнестің құқықтық негіздері, оның ұйымдастырушылық және функционалдық бастаулары туралы кешенді түсініктер қалыптастырылады.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Әлеуметтану

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: ЖОО компоненті

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • Пәннің мақсаттары кәсіпкерлік қызметімен байланысты ұғымдармен таныстыру; кәсіпкерлік қатынастарды дұрыс және сауатты құру бағдарларын көрсету; кәсіпкерлік шарттарды заңды жағынан дұрыс жасауын үйрету; кәсіпкерлік қатынастардың ерекшеліктерін және оларды қорғау мүмкіндіктерін көрсету болып табылады.
Міндет
  • Пәннің міндеттері студенттерді кәсіпкерлік қатынастар саласындағы нормативтік құқықтық актілермен пайдалана білуге үйрету, нақты жағдайларда дұрыс шешім қабылдау дағдысын қалыптастыру
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • Кәсікерлік құқық ғылымы саласында (Әлеуметтік, гумантиралық,экономикалық) кең көзқарас пен жоғары ойлау мәдениеті қалыптастыруға әсер ететін пәндерді меңгереді.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • Қазіргі Қазақстан Экономикасының басқару талаптарына сәйкес тәжірбилелік дағдылар мен теорияларға ие, кәсіпкерлік қатынастар саласындағы нормативтік құқықтық актілермен пайдалана білуге үйрету
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Бизнес процесстерді басқарудағы кезінде ақпаратты қолдану мен талдаудың сапалық құқықтық әдістерін қолдануға қабілетті.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Іскерлік этика негізінде маркетингтік басқару және тиімді құқықтық шешімдерді қабылдауға қабілетті.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • Кәсіби қызметте дамуының құқықтық нормаларды білу және түсіну.
Оқыту әдістері

проблемалық және жобалық-бағытталған оқыту технологиясы;

оқу зерттеу қызметінің технологиялары

коммуникациялық технологиялар (пікірталас, пресс-конференция, ми шабуылы, пікірсайыс және басқа белсенді нысандар мен әдістер)

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Работа с НПА 0-100
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Индивидуальное задание
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Тестирование
2  рейтинг Работа с НПА 0-100
Решение задач с использованием НПА
Решение задач с использованием НПА
Разработка и защита бизнес-проекта
Разработка и защита бизнес-проекта
Тестирование
Решение задач с использованием НПА
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем.
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
экзамен (итоговый контроль) Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Кәсіпкерлік
  • Бизнестің құқықтық ортасы: Кәсіпкерлік құқық пәнімен ұқсастығы және айырмашылығы
  • Кәсікерлік құқық: пәні, әдістері
  • Кәсікерлік құқық субъектілері
  • Жеке кәсікерлік субъектілерінін ұйымдастыру, қайта ұйымластыру және жою
  • Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности
  • Кәсіпкерлік құқықтағы рұқсатнамалар (лицензиялау) және хабарламалар
  • Кәсікерлік құқықтағы келісімшарттар
  • Кәсікерлік қызметінін жеке түрлерін салық салу құқықтық реттеуі
  • Кәсікерлік қызмет саласындағы жауапкершілік
  • Дауларды шешу және кәсіпкерлердің құқықтарын қорғау
Негізгі әдебиет
  • Конституция Республики Казахстан. Алматы: «ЮРИСТ», 2007. - 40 стр.
  • Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»
  • Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V
  • Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V
  • Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть)
  • Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года
  • Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»
  • Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»
  • Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 129-V «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»
  • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»
  • Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  • Предпринимательское право. Учебник / под ред. Р. А. Курбанова; С. А. Азарова и др. – М.: Проспект, 2019. 797 с.
Қосымша әдебиеттер
  • Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.
  • Токсанова, Айгуль Нурпеисовна. Основы предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Токсанова. - Астана : [б. и.], 2007. - 478 с. - ISBN 9965-32-278-3 : 2300 т.
  • Бухалков, Михаил Ильич. Внутрифирменное планирование : Учеб. для ВУЗов / М.И. Бухалков ; . - М. : Инфра-м, 2000. - 392 с. : ил. - Библиогр.: с386-389 . - ISBN 5-86225-915-5 : 305.00 т