Методические основы подготовки водителей автомобилей

Абеджанова Арай Сайлаубеккызы

Портфолио преподавателя

Описание: Изучение роли человеческого фактора в возникновении ДТП; основных факторов надежности водителя автомобиля, основ инженерной психологии (автотранспортной психологии), современных методов подготовки водителей, учебных планов, программ, оборудования и технических средств обучения и их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Лицензирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является изучение отдельных психологических особенностей водителей как участников дорожного движения; представлений о современной системе подготовки водителей в автошколах Казахстана; изучение закономерностей влияния психологии водителей на безопасность дорожного движения; ознакомление с современными методами подготовки водителей, оборудованием и техническими средствами обучения
Задача
  • Основными задачами изучения дисциплины являются: - изучение методики и формы обучения водителей; - изучение методики преподавания теоретической основы подготовки водителей с учетом психофизиологических характеристик; - изучение методики обучения на автотренажерах, на автодромах; - изучение приемов обучения вождению в различных дорожных условиях.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения курса студент должен знать и понимать: -психофизиологические основы деятельности водителя автомобиля; - методику подготовки водителей автомобилей; - роль человеческого фактора в возникновении ДТП; - основные факторы надежности водителя автомобиля.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате изучения дисциплины студент должен уметь применять полученные теоретические знания, при решении конкретных задач по обеспечению безопасности дорожного движения; применять теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины для повышения качества подготовки водителей. Освоение базовых знаний по вопросам снижения числа ДТП, связанных с ошибками водителей автомобилей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение использовать теоретические знания для решения практических задач в области подготовки водителей автомобилей
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владеть рациональными приемами поиска решения поставленных задач, использовать научно-техническую информацию и передовой опыт. Предлагать свои идеи по совершенствованию методики подготовки водителей автомобилей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Приобретение студентами практических навыков по использованию технических средств и методов для оценки психофизиологических качеств водителей, контролю за их состоянием в целях повышения надежности работы водителей.
Методы преподавания

Занятия проводятся в активных и творческих формах, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, в том числе: - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты); - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Темы лекционных занятий
  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
  • Тема 7
  • Тема 8
  • Тема 9
  • Тема 10
  • Тема 11
  • Тема 12
  • Тема 13
  • Тема 14
  • Тема 15
Основная литература
  • 1) Курьянова, О.Е. Применение профессионального отбора для реализации индивидуального подхода при подготовке водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 6. – С. 9–13. 2) Курьянова, О.Е. Повышение безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 6. – С. 12–16. 3) Романов, А.Н. Автотранспортная психология: учебное посо- бие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Романов. – М.: Академия, 2002. – 224 с. 4) Курьянова, О.Е. Введение в инженерную психологию и эргономику. Подготовка водителей автотранспортных средств: учебное пособие / О.Е. Курьянова, В.В. Дронсейко. – М.: МАДИ, 2017. – 92 с. 5) Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна. Транспортная психология: для студентов всех форм обучения направления 190700.62 «Технология транспортных процессов» профилей 190701.62 «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и 190709.62 «Организация и безопасность движения» / Ю.Н. Семенов, О.С. Семенова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2012.
Дополнительная литература
  • Подготовка водителей автотранспортных средств в автошколах : сборник нормативных документов. – Хабаровск : НМЦ Автокадры, 2004. – 252 с. Романов, А. Н. Автотранспортная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Романов. – М. : Академия, 2002. – 224 с. Романов, А.Н. Надёжность водителя : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н Романов, П.А. Пегин. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. – 376 с.