Методические основы подготовки водителей автомобилей
Описание: Изучение роли человеческого фактора в возникновении ДТП; основных факторов надежности водителя автомобиля, основ инженерной психологии (автотранспортной психологии), современных методов подготовки водителей, учебных планов, программ, оборудования и технических средств обучения и их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Лицензирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью преподавания дисциплины является изучение отдельных психологических особенностей водителей как участников дорожного движения; представлений о современной системе подготовки водителей в автошколах Казахстана; изучение закономерностей влияния психологии водителей на безопасность дорожного движения; ознакомление с современными методами подготовки водителей, оборудованием и техническими средствами обучения
Задача
- Основными задачами изучения дисциплины являются: - изучение методики и формы обучения водителей; - изучение методики преподавания теоретической основы подготовки водителей с учетом психофизиологических характеристик; - изучение методики обучения на автотренажерах, на автодромах; - изучение приемов обучения вождению в различных дорожных условиях.
Результат обучения: знание и понимание
- В результате изучения курса студент должен знать и понимать: -психофизиологические основы деятельности водителя автомобиля; - методику подготовки водителей автомобилей; - роль человеческого фактора в возникновении ДТП; - основные факторы надежности водителя автомобиля.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- В результате изучения дисциплины студент должен уметь применять полученные теоретические знания, при решении конкретных задач по обеспечению безопасности дорожного движения; применять теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины для повышения качества подготовки водителей. Освоение базовых знаний по вопросам снижения числа ДТП, связанных с ошибками водителей автомобилей.
Результат обучения: формирование суждений
- Умение использовать теоретические знания для решения практических задач в области подготовки водителей автомобилей
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владеть рациональными приемами поиска решения поставленных задач, использовать научно-техническую информацию и передовой опыт. Предлагать свои идеи по совершенствованию методики подготовки водителей автомобилей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Приобретение студентами практических навыков по использованию технических средств и методов для оценки психофизиологических качеств водителей, контролю за их состоянием в целях повышения надежности работы водителей.
Методы преподавания
Занятия проводятся в активных и творческих формах, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, в том числе: - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты); - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Тема 3
- Тема 4
- Тема 5
- Тема 6
- Тема 7
- Тема 8
- Тема 9
- Тема 10
- Тема 11
- Тема 12
- Тема 13
- Тема 14
- Тема 15
Основная литература
- 1) Курьянова, О.Е. Применение профессионального отбора для реализации индивидуального подхода при подготовке водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2016. – № 6. – С. 9–13. 2) Курьянова, О.Е. Повышение безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств / О.Е. Курьянова // Автотранспортное предприятие. – 2014. – № 6. – С. 12–16. 3) Романов, А.Н. Автотранспортная психология: учебное посо- бие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Романов. – М.: Академия, 2002. – 224 с. 4) Курьянова, О.Е. Введение в инженерную психологию и эргономику. Подготовка водителей автотранспортных средств: учебное пособие / О.Е. Курьянова, В.В. Дронсейко. – М.: МАДИ, 2017. – 92 с. 5) Семенов Юрий Николаевич, Семенова Ольга Сергеевна. Транспортная психология: для студентов всех форм обучения направления 190700.62 «Технология транспортных процессов» профилей 190701.62 «Организация перевозок на автомобильном транспорте» и 190709.62 «Организация и безопасность движения» / Ю.Н. Семенов, О.С. Семенова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2012.
Дополнительная литература
- Подготовка водителей автотранспортных средств в автошколах : сборник нормативных документов. – Хабаровск : НМЦ Автокадры, 2004. – 252 с. Романов, А. Н. Автотранспортная психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Романов. – М. : Академия, 2002. – 224 с. Романов, А.Н. Надёжность водителя : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н Романов, П.А. Пегин. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. – 376 с.