Экономика качества

Денисова Оксана Касымовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Предполагает изучение базовых понятий и основных процессов в области экономики качества, знакомство с теоретическими аспектами управления качеством и их практическим применением в деятельности отечественных предприятий и организаций. Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями индустриально-инновационной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции.

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный или устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний для измерения и анализа качества объектов (товаров, работ, услуг, технологических процессов) на разных стадиях жизненного цикла и практических навыков самостоятельного выполнения технико-экономических расчетов и принятия решений в сфере обеспечения качества системы,технологических процессов и продукции.
Задача
  • изучение научных взглядов на экономику качества, содержание и классификацию затрат на качество, определение состава данных затрат;
  • знакомство с эволюцией исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики качества, основными научными подходами к изучению затрат на качество, рассмотрение моделей оптимизации затрат на качество;
  • знакомство с рекомендациями и требованиями национальных и международных стандартов в области экономики качества;
  • определение цели, задач, функций системы экономики качества;
  • определения аналитическихисследование основных этапов процесса управления затратами на качество, а именно планирования затрат на качество; сбора информации, расчета и систематизации данных о них; показателей и составления форм отчетности по затратам на качество; анализа этих затрат; формирования и реализации программы мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента качества;
  • изучение методов расчета экономической эффективности в рамках системы менеджмента качества.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать системное понимание основных методов статистического управления качеством системы,технологических процессов и продукции;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • собирать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в области качества
Результат обучения: формирование суждений
  • критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений в области качества, разрабатывать и обосновывать предложения по их усовершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Результат обучения: коммуникативные способности
  • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
  • иметь навыки профессионального общения и межкультурной коммуникации;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • критически анализировать, оценивать и синтезировать социально-экономические процессы по повышению качества на различных уровнях экономики страны.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)

решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Подготовка эссе по выбранной студентом теме, согласованной с преподавателем. 0-100
Решение задач по теме 2
Решение задач по теме 3
Решение кейса
Анализ документов СМК на основе стандартов ИСО 9000
Рубежное тестирование 1
2  *Rating(zh-CN)* Проанализировать функции Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан 0-100
Решение задач по теме 7
Решение задач по теме 11
Рубежное тестирование
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала 40% практического материала Студент сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Теоретические основы экономики качества. Сущность качества и управления им. Качество как экономическая категория. Качество как философская категория. Качество как объект управления. Эволюция содержания понятия «качество».
  • Конкурентоспособность предприятия и продукции. Критерии конкурентоспособности товаров и услуг. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг: производственные, рыночные, сбытовые и сервисные.
  • Показатели качества продукции и услуг. Факторы, влияющие на качество продукции. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей.
  • Методы определения качества продукции и услуг. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Сущность измерения качества в квалиметрии.
  • Эволюция форм менеджмента качества. Зарождение и развитие основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества, услуг, работ, методологии управления качеством. Основные этапы развития систем менеджмента качества.
  • Система менеджмента качества по МС ИСО 9000. Основные положения и терминология (СТ РК ИСО 9000). Правила пользования словарем. Взаимосвязь терминов. Комплекс стандартов ИСО серии 9000. Их назначение. Основные принципы менеджмента качества. Процессы жизненного цикла продукции.
  • Управление качеством продукции на предприятии.Планирование и стимулирование качества продукции. Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества.
  • Специальные подсистемы управления качеством. Стандартизация в системе управления качеством. Сертификация продукции, услуг и систем менеджмента. Государственная система технического регулирования Республики Казахстан.
  • Управление затратами на качество. Влияние качества на прибыль. Процесс обеспечения качества продукции: сущность, этапы, содержание. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Классификация затрат на качество. Информационная база учета анализа на качество продукции.
  • Сравнительный анализ премий по качеству. Национальные премии по качеству. Премия Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества» – «Алтын сапа».
Основная литература
  • Менеджмент качества: Учебно-методическое пособие /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2014. – 220 с.
  • Экономика качества, стандартизация и сертификация: Учебник /О.А. Леонова, Г.Н. Темасова, Н.Ж. Шкаруба . - Инфра -М. - Москва. - 2017. - 384 с.
  • Экономика качества: Учебное пособие / В.В. Ефимов . - Ульяновск: УлГТУ. - 2015. - 117с.
  • Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Кане. - СПб.: Питер. - 2009. - 432 с.
  • Основы экономики качества: учеб. пособие /Т.М. Владимирова – Архангельск: САФУ, 2016. – 147 с.
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан «О стандартизации» от 05.10.2018 г. №183-VI.
  • Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании" от 09.11.2004 г. №603-II.
  • Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений» от 07.06.2000 г.№53-II.
  • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» от 04.05.2010 г. №274-4.
  • СТ РК ИСО 9000-2017 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • СТ РК ИСО 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования».
  • СТ РК ИСО 19011-2011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента».
  • Менеджмент качества: практикум. /О.К. Денисова – Усть-Каменогорск, 2013. – 110 с.