Экономика устойчивого развития
内容描述: Дисциплина формирует у студентов понимание необходимости учета экологических аспектов и возможностей природных систем при планировании хозяйственной деятельности на микро и макроуровнях, при разработке бизнес-планов. Формируются такие понятия, как устойчивость экономики, устойчивый экономический рост, зеленая экономика. В рамках дисциплины рассматривается экономический механизм охраны окружающей среды.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен. |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, владеющих знаниями и навыками в сфере зеленой экономики и способных принимать решения с учетом экологической составляющей.
Задача
- 1) Формирование понятия и целей устойчивого развития экономики. 2) Знание и понимание ESG принципов. 3) Формирование навыков оценки устойчивого развития экономики и определения модели экономического роста. 4) Формирование навыков разработки стратегий устойчивого развития экономики. 5) Формирование понимания зеленой экономики и механизма ее построения. 6) Формирование понимания экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. 7) Формирование понимания причинно-следственных связей в экономике и экологии. 8) Формирование навыков поиска компромисса между развитием экономики и экологической безопасностью.
Результат обучения: знание и понимание
- 1) целей и концепции устойчивого развития экономики и моделей роста; 2) ESG принципов; 3) подходов к оценке качества экономического роста; 4) необходимости рационального использования природных ресурсов и построения экологически безопасной экономики; 5) мировых тенденций в направлении построения зеленой устойчивой экономики; 6) экономического механизма рационального природопользования и окружающей природной среды; 7) зависимости экономического роста от качества продукции, ресурсов, окружающей среды; 8) необходимости учитывать экологические аспекты в процессе принятия управленческих решений
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение полученных знаний к формированию стратегий, программ и планов развития экономики с учетом экологического аспекта и экологической безопасности, к экономической оценке экологических проектов, к принятию управленческих решений с учетом экологической составляющей.
Результат обучения: формирование суждений
- Формирование суждений о степени устойчивости экономики предприятия, отрасли, государства; о характере экономического роста; об эффективности экономического механизма рационального природопользования и охраны природы, об учете экологической составляющей в ходе менеджмента в различных его направлениях и сферах.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Умение обсуждать на различных уровнях учет экологической составляющей при разработке программ, планов, стратегий и т.д. развития экономики.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Самостоятельно изучать дополнительную литературу по отдельным темам данной дисциплины и работать с информацией, делать выводы: насколько экономика государства, предприятия, отрасли устойчива.
*TeachingMethods(zh-CN)*
1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; 2) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии, цифровые технологии; 3) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем); 4) интерактивные методы обучения
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Ответы на вопросы семинара. | 0-100 |
Ответы на вопросы семинара. | ||
Ответы на вопросы семинара. | ||
Ответы на вопросы семинара. | ||
Рубежное тестирование 1 | ||
Участие в деловой игре. | ||
Решение задач. | ||
Сдача СРС 1 | ||
Сдача СРС 2 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Рубежное тестирование 2 | 0-100 |
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Сдача расчетов по оценке экологического проекта. | ||
Сдача СРС 3 | ||
Сдача СРС 4 | ||
Сдача СРС 5 | ||
Сдача СРС 6 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок; при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет при- менить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | студент выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; при ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов | студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; при ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90 % правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Решение учебных задач для проверки итогового уровня знаний | 90-100% правильно решенных задач | 70-89% правильно решенных задач | 50-69% правильно решенных задач | 0-49% правильно решенных задач |
Деловая игра | даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены практические задачи; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и развитии | даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики расчетов; ответы, в основном, были краткими, не всегда четкими | даны, в основном, правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач обучающийся использовал прежний опыт и не применял новые методики выполнения расчетов или решения задач, при ответах на вопросы не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы | затрудняется при выполнении практических задач, в выполнении своей роли, работа проводится с опорой на преподавателя или других обучающихся |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Глобальные экологические проблемы человечества. Сокращение площади естественных экосистем. Повышение концентрации парниковых газов в атмосфере. Истощение озонового слоя. Сокращение площади лесов. Опустынивание и деградация земель. Повышение уровня океана. Исчезновение биологических видов. Качественное истощение вод суши. Загрязнение отходами почвы, воды, атмосферы и т.д.
- Природный капитал и национальное богатство. Природные ресурсы и их использование. Классификация природных ресурсов. Методы количественной оценки природного капитала и национального богатства страны. Природные ресурсы и условия разных стран. Взаимосвязь уровня развития экономики страны и ее природного капитала.
- Концепция устойчивого развития. Сущность устойчивого развития. Принципы устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития. Кривые экономического роста. Цели устойчивого развития. Принципы ESG.
- Зеленая экономика. Понятие зеленой экономики. Характеристика, принципы, направления развития, проблемы построения зеленой экономики. Экологизация экономики.
- Международное и казахстанское экологическое законодательство. Кодексы Казахстана: земельный, экологический, лесной, водный, налоговый. Парижская конвенция, конференция ООН в Стокгольме, ЮНЕП, первое формирование концепции устойчивого развития, конференция ООН в Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию и другие международные и региональные конвенции. Принципы международного экологического права.
- Эколого-экономическая система как объект экономики устойчивого развития. Понятие ЭЭС, элементы ЭЭС и их взаимосвязь. Модели и классификация ЭЭС. Экологическое нормирование. Регион как социально-эколого-экономическая система (СЭЭС). Производственный и природный потенциал ЭЭС. Условия устойчивого развития ЭЭС. Примеры ЭЭС. Понятие эффективности ЭЭС.
- Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования. Сущность и цель экономического механизма. Платежи за загрязнения окружающей среды. Платежи за пользование природными ресурсами. Экономическая оценка природных ресурсов. Экономическая оценка экологического ущерба. Понятие эффективности экономического механизма ООС. Опыт Казахстана и международный опыт в реализации экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Бизнес и устойчивое развитие. Социальная ответственность бизнеса. Устойчивое развитие как источник повышения рентабельности деятельности предприятия. Опыт Казахстана и международный опыт.
- Платежи за загрязнение окружающей среды. Понятие базовых ставок платы. Расчет платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение водной среды, атмосферы, почвы. Оценка эффективности системы платежей с точки зрения устойчивого экономического развития. Опыт Казахстана и международный опыт.
- Платежи за пользование природными ресурсами. Платежи за пользование земельными ресурсами. Платежи за пользование водными ресурсами. Платежи за пользование недрами. Платежи за пользование ресурсами растительного и животного мира. Платежи за пользование лесными ресурсами. Опыт Казахстана и международный опыт.
- Экономическая оценка экологического ущерба. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения атмосферы. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения водных источников. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения почв. Опыт Казахстана и других стран мира.
- Экономическая оценка природных ресурсов. Сущность, назначение, подходы и методы экономической оценки природных ресурсов. Виды стоимости природных ресурсов. Опыт Казахстана и других стран мира.
- Экономическая оценка экологических проектов. Структура экологических проектов. Расчет денежных потоков проекта. Расчет показателей экономической эффективности инвестиций в охрану окружающей природной среды.
- Международное сотрудничество в области устойчивого развития. Международные конференции. Международные конвенции. Международные программы и стратегии в области охраны окружающей среды.
- Опыт отдельных стран по разработке национальных концепций устойчивого развития. Опыт стран северной и южной Америки. Опыт европейских стран. Опыт азиатских стран.
Основная литература
- 1) Акимова Т. Основы экономики устойчивого развития: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2020. 2) Дрогомирецкий И.И. Экономика природопользования. - М.: Юрайт, 2019. 3) Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2020. 4) Новоселов А.Л. Экономика и управление природопользованием.-М.: Юрайт, 2020. 5) Каракеян В.И. Экономика природопользования. - М.: Юрайт, 2019. 6) Сопилко, Н. Ю. Теоретические основы экономики устойчивого развития : учебное пособие / Н. Ю. Сопилко, А. Ф. Орлова, С. М. Лисицкая. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. — 168 c. — ISBN 978-5-209-07861-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 7) Маркарьян, Ю. А. Экономика устойчивого развития региона : учебное пособие / Ю. А. Маркарьян, Е. И. Шевченко. — Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2018. — 122 c. — ISBN 978-5-7890-1635-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. 8) Тарасова, О. С. Основы рационального природопользования и устойчивого развития : учебное пособие / О. С. Тарасова. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2022. — 136 c. — ISBN 978-5-7014-1053-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART.
Дополнительная литература
- 1) Бабаева Ж. Р., Семёнов К. К., Петров А. С. Трактовка ESG: систематический обзор литературы // Вестник экономики и управления. – 2023. – № 2. – С. 45–60. 2) Группа Оккам. Постоянное развитие и ESG 22/23: тренды, вызовы и ценность. Белая книга. – 2023. – 95 с. 3) Бобылев С. Н. Новые модели экономики и индикаторы соответствуют развитию // Экономика развития. – 2022. – № 3. – С. 14–27. 4) Финансовые принципы ESG: международный опыт и российская практика / Под ред. И. В. Жукова. – СПб.: Питер, 2022. – 288 с. 5) Сенчакова П. Д. «Зелёная» экономика: новый виток развития // Хроноэкономика. — 2022. — № 1. — С. 15–22. 6) Сидорова Е. В. ESG-принципы и зелёная экономика: проблемы и перспективы развития // Вестник Академии знаний. — 2022. — № 2 (35). — С. 45–53. 7) Экологический Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК. 8) Лесной Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477-II ЗРК. 9) Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК. 10) Кодекс Республики Казахстан «О сборах и других обязательных платежах в бюджете» (Налоговый кодекс) : Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. 11) Земельный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II ЗРК. 12) Водный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481-II ЗРК.