Экономика устойчивого развития

Саменова Асем Жанахметовна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина формирует у студентов понимание необходимости учета экологических аспектов и возможностей природных систем при планировании хозяйственной деятельности на микро и макроуровнях, при разработке бизнес-планов. Формируются такие понятия, как устойчивость экономики, устойчивый экономический рост, зеленая экономика. В рамках дисциплины рассматривается экономический механизм охраны окружающей среды.

贷款数: 5

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен.

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, владеющих знаниями и навыками в сфере зеленой экономики и способных принимать решения с учетом экологической составляющей.
Задача
  • 1) Формирование понятия и целей устойчивого развития экономики. 2) Знание и понимание ESG принципов. 3) Формирование навыков оценки устойчивого развития экономики и определения модели экономического роста. 4) Формирование навыков разработки стратегий устойчивого развития экономики. 5) Формирование понимания зеленой экономики и механизма ее построения. 6) Формирование понимания экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. 7) Формирование понимания причинно-следственных связей в экономике и экологии. 8) Формирование навыков поиска компромисса между развитием экономики и экологической безопасностью.
Результат обучения: знание и понимание
  • 1) целей и концепции устойчивого развития экономики и моделей роста; 2) ESG принципов; 3) подходов к оценке качества экономического роста; 4) необходимости рационального использования природных ресурсов и построения экологически безопасной экономики; 5) мировых тенденций в направлении построения зеленой устойчивой экономики; 6) экономического механизма рационального природопользования и окружающей природной среды; 7) зависимости экономического роста от качества продукции, ресурсов, окружающей среды; 8) необходимости учитывать экологические аспекты в процессе принятия управленческих решений
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение полученных знаний к формированию стратегий, программ и планов развития экономики с учетом экологического аспекта и экологической безопасности, к экономической оценке экологических проектов, к принятию управленческих решений с учетом экологической составляющей.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирование суждений о степени устойчивости экономики предприятия, отрасли, государства; о характере экономического роста; об эффективности экономического механизма рационального природопользования и охраны природы, об учете экологической составляющей в ходе менеджмента в различных его направлениях и сферах.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Умение обсуждать на различных уровнях учет экологической составляющей при разработке программ, планов, стратегий и т.д. развития экономики.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Самостоятельно изучать дополнительную литературу по отдельным темам данной дисциплины и работать с информацией, делать выводы: насколько экономика государства, предприятия, отрасли устойчива.
*TeachingMethods(zh-CN)*

1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; 2) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии, цифровые технологии; 3) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем); 4) интерактивные методы обучения

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Ответы на вопросы семинара. 0-100
Ответы на вопросы семинара.
Ответы на вопросы семинара.
Ответы на вопросы семинара.
Рубежное тестирование 1
Участие в деловой игре.
Решение задач.
Сдача СРС 1
Сдача СРС 2
2  *Rating(zh-CN)* Рубежное тестирование 2 0-100
Решение задач.
Решение задач.
Решение задач.
Решение задач.
Сдача расчетов по оценке экологического проекта.
Сдача СРС 3
Сдача СРС 4
Сдача СРС 5
Сдача СРС 6
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок; при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет при- менить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин студент выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; при ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; при ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90 % правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Решение учебных задач для проверки итогового уровня знаний 90-100% правильно решенных задач 70-89% правильно решенных задач 50-69% правильно решенных задач 0-49% правильно решенных задач
Деловая игра даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены практические задачи; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и развитии даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики расчетов; ответы, в основном, были краткими, не всегда четкими даны, в основном, правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач обучающийся использовал прежний опыт и не применял новые методики выполнения расчетов или решения задач, при ответах на вопросы не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы затрудняется при выполнении практических задач, в выполнении своей роли, работа проводится с опорой на преподавателя или других обучающихся
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Глобальные экологические проблемы человечества. Сокращение площади естественных экосистем. Повышение концентрации парниковых газов в атмосфере. Истощение озонового слоя. Сокращение площади лесов. Опустынивание и деградация земель. Повышение уровня океана. Исчезновение биологических видов. Качественное истощение вод суши. Загрязнение отходами почвы, воды, атмосферы и т.д.
  • Природный капитал и национальное богатство. Природные ресурсы и их использование. Классификация природных ресурсов. Методы количественной оценки природного капитала и национального богатства страны. Природные ресурсы и условия разных стран. Взаимосвязь уровня развития экономики страны и ее природного капитала.
  • Концепция устойчивого развития. Сущность устойчивого развития. Принципы устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития. Кривые экономического роста. Цели устойчивого развития. Принципы ESG.
  • Зеленая экономика. Понятие зеленой экономики. Характеристика, принципы, направления развития, проблемы построения зеленой экономики. Экологизация экономики.
  • Международное и казахстанское экологическое законодательство. Кодексы Казахстана: земельный, экологический, лесной, водный, налоговый. Парижская конвенция, конференция ООН в Стокгольме, ЮНЕП, первое формирование концепции устойчивого развития, конференция ООН в Рио-де-Жанейро по устойчивому развитию и другие международные и региональные конвенции. Принципы международного экологического права.
  • Эколого-экономическая система как объект экономики устойчивого развития. Понятие ЭЭС, элементы ЭЭС и их взаимосвязь. Модели и классификация ЭЭС. Экологическое нормирование. Регион как социально-эколого-экономическая система (СЭЭС). Производственный и природный потенциал ЭЭС. Условия устойчивого развития ЭЭС. Примеры ЭЭС. Понятие эффективности ЭЭС.
  • Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования. Сущность и цель экономического механизма. Платежи за загрязнения окружающей среды. Платежи за пользование природными ресурсами. Экономическая оценка природных ресурсов. Экономическая оценка экологического ущерба. Понятие эффективности экономического механизма ООС. Опыт Казахстана и международный опыт в реализации экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • Бизнес и устойчивое развитие. Социальная ответственность бизнеса. Устойчивое развитие как источник повышения рентабельности деятельности предприятия. Опыт Казахстана и международный опыт.
  • Платежи за загрязнение окружающей среды. Понятие базовых ставок платы. Расчет платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение водной среды, атмосферы, почвы. Оценка эффективности системы платежей с точки зрения устойчивого экономического развития. Опыт Казахстана и международный опыт.
  • Платежи за пользование природными ресурсами. Платежи за пользование земельными ресурсами. Платежи за пользование водными ресурсами. Платежи за пользование недрами. Платежи за пользование ресурсами растительного и животного мира. Платежи за пользование лесными ресурсами. Опыт Казахстана и международный опыт.
  • Экономическая оценка экологического ущерба. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения атмосферы. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения водных источников. Оценка ущерба от сверхнормативного загрязнения почв. Опыт Казахстана и других стран мира.
  • Экономическая оценка природных ресурсов. Сущность, назначение, подходы и методы экономической оценки природных ресурсов. Виды стоимости природных ресурсов. Опыт Казахстана и других стран мира.
  • Экономическая оценка экологических проектов. Структура экологических проектов. Расчет денежных потоков проекта. Расчет показателей экономической эффективности инвестиций в охрану окружающей природной среды.
  • Международное сотрудничество в области устойчивого развития. Международные конференции. Международные конвенции. Международные программы и стратегии в области охраны окружающей среды.
  • Опыт отдельных стран по разработке национальных концепций устойчивого развития. Опыт стран северной и южной Америки. Опыт европейских стран. Опыт азиатских стран.
Основная литература
  • 1) Акимова Т. Основы экономики устойчивого развития: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2020. 2) Дрогомирецкий И.И. Экономика природопользования. - М.: Юрайт, 2019. 3) Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2020. 4) Новоселов А.Л. Экономика и управление природопользованием.-М.: Юрайт, 2020. 5) Каракеян В.И. Экономика природопользования. - М.: Юрайт, 2019. 6) Сопилко, Н. Ю. Теоретические основы экономики устойчивого развития : учебное пособие / Н. Ю. Сопилко, А. Ф. Орлова, С. М. Лисицкая. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. — 168 c. — ISBN 978-5-209-07861-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART 7) Маркарьян, Ю. А. Экономика устойчивого развития региона : учебное пособие / Ю. А. Маркарьян, Е. И. Шевченко. — Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2018. — 122 c. — ISBN 978-5-7890-1635-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART. 8) Тарасова, О. С. Основы рационального природопользования и устойчивого развития : учебное пособие / О. С. Тарасова. — Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2022. — 136 c. — ISBN 978-5-7014-1053-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART.
Дополнительная литература
  • 1) Бабаева Ж. Р., Семёнов К. К., Петров А. С. Трактовка ESG: систематический обзор литературы // Вестник экономики и управления. – 2023. – № 2. – С. 45–60. 2) Группа Оккам. Постоянное развитие и ESG 22/23: тренды, вызовы и ценность. Белая книга. – 2023. – 95 с. 3) Бобылев С. Н. Новые модели экономики и индикаторы соответствуют развитию // Экономика развития. – 2022. – № 3. – С. 14–27. 4) Финансовые принципы ESG: международный опыт и российская практика / Под ред. И. В. Жукова. – СПб.: Питер, 2022. – 288 с. 5) Сенчакова П. Д. «Зелёная» экономика: новый виток развития // Хроноэкономика. — 2022. — № 1. — С. 15–22. 6) Сидорова Е. В. ESG-принципы и зелёная экономика: проблемы и перспективы развития // Вестник Академии знаний. — 2022. — № 2 (35). — С. 45–53. 7) Экологический Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК. 8) Лесной Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477-II ЗРК. 9) Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК. 10) Кодекс Республики Казахстан «О сборах и других обязательных платежах в бюджете» (Налоговый кодекс) : Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. 11) Земельный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II ЗРК. 12) Водный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481-II ЗРК.