The Economics of sustainable development
Description: The discipline forms students' understanding of the need to take into account environmental aspects and the capabilities of natural systems when planning economic activities at the micro and macro levels, and when developing business plans. Concepts such as economic sustainability, sustainable economic growth, and the green economy are being formed. The discipline examines the economic mechanism of environmental protection.
Amount of credits: 5
Course Workload:
Types of classes | hours |
---|---|
Lectures | 15 |
Practical works | 30 |
Laboratory works | |
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) | 30 |
SAW (Student autonomous work) | 75 |
Form of final control | Exam |
Final assessment method |
Component: Component by selection
Cycle: Profiling disciplines
Goal
- Подготовка специалистов, владеющих знаниями и навыками в сфере зеленой экономики и способных принимать решения с учетом экологической составляющей.
Objective
- 1) Формирование понятия и целей устойчивого развития экономики. 2) Знание и понимание ESG принципов. 3) Формирование навыков оценки устойчивого развития экономики и определения модели экономического роста. 4) Формирование навыков разработки стратегий устойчивого развития экономики. 5) Формирование понимания зеленой экономики и механизма ее построения. 6) Формирование понимания экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования. 7) Формирование понимания причинно-следственных связей в экономике и экологии. 8) Формирование навыков поиска компромисса между развитием экономики и экологической безопасностью.
Learning outcome: knowledge and understanding
- 1) целей и концепции устойчивого развития экономики и моделей роста; 2) ESG принципов; 3) подходов к оценке качества экономического роста; 4) необходимости рационального использования природных ресурсов и построения экологически безопасной экономики; 5) мировых тенденций в направлении построения зеленой устойчивой экономики; 6) экономического механизма рационального природопользования и окружающей природной среды; 7) зависимости экономического роста от качества продукции, ресурсов, окружающей среды; 8) необходимости учитывать экологические аспекты в процессе принятия управленческих решений
Learning outcome: applying knowledge and understanding
- Применение полученных знаний к формированию стратегий, программ и планов развития экономики с учетом экологического аспекта и экологической безопасности, к экономической оценке экологических проектов, к принятию управленческих решений с учетом экологической составляющей.
Learning outcome: formation of judgments
- Формирование суждений о степени устойчивости экономики предприятия, отрасли, государства; о характере экономического роста; об эффективности экономического механизма рационального природопользования и охраны природы, об учете экологической составляющей в ходе менеджмента в различных его направлениях и сферах.
Learning outcome: communicative abilities
- Умение обсуждать на различных уровнях учет экологической составляющей при разработке программ, планов, стратегий и т.д. развития экономики.
Learning outcome: learning skills or learning abilities
- Самостоятельно изучать дополнительную литературу по отдельным темам данной дисциплины и работать с информацией, делать выводы: насколько экономика государства, предприятия, отрасли устойчива.
Teaching methods
1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; 2) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии, цифровые технологии; 3) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем); 4) интерактивные методы обучения
Assessment of the student's knowledge
Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.
Period | Type of task | Total |
---|---|---|
1 rating | Ответы на вопросы семинара. | 0-100 |
Ответы на вопросы семинара. | ||
Ответы на вопросы семинара. | ||
Ответы на вопросы семинара. | ||
Рубежное тестирование 1 | ||
Участие в деловой игре. | ||
Решение задач. | ||
Сдача СРС 1 | ||
Сдача СРС 2 | ||
2 rating | Рубежное тестирование 2 | 0-100 |
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Решение задач. | ||
Сдача расчетов по оценке экологического проекта. | ||
Сдача СРС 3 | ||
Сдача СРС 4 | ||
Сдача СРС 5 | ||
Сдача СРС 6 | ||
Total control | Exam | 0-100 |
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | Good | Satisfactory | Unsatisfactory | |
Собеседование по контрольным вопросам | студент демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | студент демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | студент демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | студент демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок; при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет при- менить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин | студент выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; при ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов | студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; при ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90 % правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Решение учебных задач для проверки итогового уровня знаний | 90-100% правильно решенных задач | 70-89% правильно решенных задач | 50-69% правильно решенных задач | 0-49% правильно решенных задач |
Деловая игра | даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены практические задачи; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и развитии | даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики расчетов; ответы, в основном, были краткими, не всегда четкими | даны, в основном, правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач обучающийся использовал прежний опыт и не применял новые методики выполнения расчетов или решения задач, при ответах на вопросы не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы | затрудняется при выполнении практических задач, в выполнении своей роли, работа проводится с опорой на преподавателя или других обучающихся |
Evaluation form
The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:
- 40% of the examination result;
- 60% of current control result.
The final grade is calculated by the formula:
FG = 0,6 | MT1+MT2 | +0,4E |
2 |
Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;
E is a digital equivalent of the exam grade.
Final alphabetical grade and its equivalent in points:
The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:
Alphabetical grade | Numerical value | Points (%) | Traditional grade |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Excellent |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Good |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Satisfactory |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Unsatisfactory |
F | 0 | 0-24 |
Topics of lectures
- Глобальные экологические проблемы человечества
- Природный капитал и национальное богатство
- Концепция устойчивого развития
- Зеленая экономика
- Международное и казахстанское экологическое законодательство
- Эколого-экономическая система как объект экономики устойчивого развития
- Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования
- Бизнес и устойчивое развитие
- Платежи за загрязнение окружающей среды
- Платежи за пользование природными ресурсами
- Экономическая оценка экологического ущерба
- Экономическая оценка природных ресурсов
- Экономическая оценка экологических проектов
- Международное сотрудничество в области устойчивого развития
- Опыт отдельных стран по разработке национальных концепций устойчивого развития
Key reading
- 1) Акимова Т. Основы экономики устойчивого развития: учебное пособие.-М.: Аспект Пресс, 2020. 2) Дрогомирецкий И.И. Экономика природопользования.-М.: Юрайт, 2019. 3) Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2020. 4) Новоселов А.Л. Экономика и управление природопользованием.-М.: Юрайт, 2020. 5) Каракеян В.И. Экономика природопользования. - М.: Юрайт, 2019.
Further reading
- 1) Бабаева Ж. Р., Семёнов К. К., Петров А. С. Трактовка ESG: систематический обзор литературы // Вестник экономики и управления. – 2023. – № 2. – С. 45–60. 2) Группа Оккам. Постоянное развитие и ESG 22/23: тренды, вызовы и ценность. Белая книга. – 2023. – 95 с. 3) Бобылев С. Н. Новые модели экономики и индикаторы соответствуют развитию // Экономика развития. – 2022. – № 3. – С. 14–27. 4) Финансовые принципы ESG: международный опыт и российская практика / Под ред. И. В. Жукова. – СПб.: Питер, 2022. – 288 с. 5) Сенчакова П. Д. «Зелёная» экономика: новый виток развития // Хроноэкономика. — 2022. — № 1. — С. 15–22. 6) Сидорова Е. В. ESG-принципы и зелёная экономика: проблемы и перспективы развития // Вестник Академии знаний. — 2022. — № 2 (35). — С. 45–53. 7) Экологический Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК. 8) Лесной Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года № 477-II ЗРК. 9) Кодекс Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" от 27 декабря 2017 года № 125-VI ЗРК. 10) Кодекс Республики Казахстан «О сборах и других обязательных платежах в бюджете» (Налоговый кодекс) : Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. 11) Земельный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II ЗРК. 12) Водный кодекс Республики Казахстан : Кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481-II ЗРК.