Введение в инженерное образование

Бухатова Асем Салауаткызы

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс рассматривает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, показывает взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов. При изучении дисциплины будут получены ответы на вопросы: под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

贷款数: 3

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 15
*sro(zh-CN)* 45
диф.зачёт
*FormOfFinalControl(zh-CN)* диф.зачёт
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение необходимого минимума и основ теоретических знаний в историческом процессе формирования взглядов на экономические категории и законы;
  • формирование представления о различных способах ведения хозяйства и основных ценностях современного понимания моделей построения экономики.
Задача
  • изучить эволюцию взглядов на экономические процессы и явления, основные экономические школы, процессы формирования взглядов на экономические законы.
  • развить системное понимание в вопросах влияния различных экономических школ и направлений на экономические взгляды современных экономистов
  • выработать навыки применения разбираться в проблемах современности
  • освоить методы чёткого изложения собственных мыслей и навыки выступления в аудитории
Результат обучения: знание и понимание
  • знать генезис экономических категорий
  • понимать процессы формирования взглядов на экономические законы
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять навыки фактического материала для современных экономических явлений
  • выделять взаимосвязь с экономической политикой
Результат обучения: формирование суждений
  • формирование аналитических суждений экономических процессов в современном обществе
Результат обучения: коммуникативные способности
  • иметь способность участвовать в обосновании их применения в зависимости от поставленных задач в профессиональной деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • получение основных базовых навыков, необходимых в сфере профессиональной деятельности
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (лекция-визуализация с демонстрацией материалов в виде слайд-лекции или видео-лекции)

семинарские занятия (рассказ, беседа, объяснения, сообщения, доклад, эссе, рефераты)

практические занятия (тестирование, деловые игры, тренинги)

контрольные занятия (опрос, тестирование, контрольная работа)

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Ответы на семинаре 0-100
Тестирование
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Коллоквиум
Доклад с презентацией
2  *Rating(zh-CN)* Написание эссе 0-100
Разработка графической схемы
Тестирование
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Ответы на семинаре
Коллоквиум
*TotalControl(zh-CN)* диф.зачёт 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет и задачи курса. Предмет истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений.
  • Экономическая мысль античного мира и средневековья. Экономическая мысль древних цивилизаций и средневековья. Экономическая мысль древнего Востока.
  • Меркантилизм. Исторические условия возникновения меркантилизма и этапы его развития. Меркантилизм как экономическая теория и экономическая политика. Особенности меркантилизма в отдельных странах
  • Возникновение классической политической экономии. Общая характеристика классической школы. Экономические взгляды Уильяма Петти. Пьер де Буагильбер как родоначальник французского направления классической политэкономии. Физиократы. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ
  • Экономическая система А Смита. Методология Адама Смита. Экономическое учение Адама Смита. Политическая экономия Давида Рикардо. Методология Давида Рикардо. Экономическое учение Давида Рикардо.
  • Классическая школа в первой половине ХIХ века. Экономические взгляды Жана Батиста Сэя. Экономические взгляды Томаса Роберта Мальтуса. Джон Стюарт Милль как завершитель классической политической экономии.
  • Критика классической школы в 30-80-е гг ХIХ века. Симон де Сисмонди как родоначальник экономического романтизма. Историческая школа Германии. Национальная политическая экономия Фридриха Листа.
  • Экономическая теория марксизма. Исторические условия возникновения марксизма. Методология Карла Маркса. Экономическая теория марксизма.
  • «Маржиналистская революция» и возникновение неоклассического направления. «Маржиналистская революция»: истоки и значение. Общая характеристика маржинализма. Методология маржинализма.
  • Австрийская школа. Методологические особенности австрийской школы. Экономические учения Карла Менгера, Фридриха фон Визера и Ойгена фон Бём-Баверка.
  • Кембриджская школа. Методология Альфреда Маршалла. Экономическое учение Альфреда Маршалла.
  • Американская школа. Методология Джона Бейтса Кларка. Экономическое учение Джона Бейтса Кларка.
  • Институционализм. Общая характеристика институционализма. Социально-психологический институционализм Торстейна Веблена.Социально-правовой институционализм Джона Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм Уэсли Клэр Митчелла. Теория нового индустриального общества Джона Кеннета Гэлбрейта.
  • Кейнсианство и его эволюция. Исторические условия возникновения кейнсианства и его научные предшественники. Методология Джона Мейнарда Кейнса. Теоретическая система Джона Мейнарда Кейнса. Эволюция кейнсианства.
  • Основные школы современного неоклассического направления. Неоклассическое возрождение и консервативный сдвиг в идеологии, теории и политике государства. Неолиберализм в Германии. Концепция социального рыночного хозяйства. Монетаризм. Экономические взгляды Милтона Фридмана. Теория экономики предложения и теория рациональных ожиданий.
Основная литература
  • Покидченко, М. Г. История экономических учений: учеб. пособие / М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина. - М.: Инфра-М, 2005. - 270 с.: рис., табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 264.
  • Экономикалық ілімдер тарихы: оқу құралы / Р. Елемесовтің редакциялауымен шығарылды. – Алматы: «Қазақ университеті», 1997 – 152 б.
  • Исқалиев М.Д. Өткен кезеңнің ойшыл экономистері және қазіргі қөзқарас (методологиялық, теориялық, іс-тәжірибелік аспектілері). – Алматы, 2004. – 299 б.
  • Ядгаров, Я. С. История экономических учений. Краткий курс: Учеб. пособие для ВУЗов / Я.С. Ядгаров. - 3-е изд. - М.: ИНФА-М, 2000. - 320 с.
  • Агапова, И.И. История экономических учений: учеб. пособие / И. И. Агапова. - М.: Экономистъ, 2004. - 285 с.
  • Костюк, В. Н. История экономических учений: учеб. пособие для ВУЗов / В.Н. Костюк. - М.: Центр, 1998. - 223 с.
  • Лойберг, М. Я. Экономические учения. История экономики: Учеб. пособие / М.Я. Лойберг. - М.: Инфра-М, 1998. - 128 с.
Дополнительная литература
  • Корниенко, О. В. История экономических учений: конспект лекций / О. В. Корниенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 251 с.
  • Гусейнов, Р. М. История экономических учений: учеб. пособие / Р. М. Гусейнов, Ю. В. Горбачева, В. М. Рябцева; Новосиб. гос. акад. экономики и упр. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 251 с.
  • Экономическая теория: учебник / М-во образования и науки РФ; под ред. Н. Г. Кунецова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 527 с.
  • История экономических учений: курс лекций / С. А. Жұманазар [и др.]. ; МОиН РК. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2013. - 218 с.