Финансовая безопасность и управление бюджетными рисками
内容描述: Изучается вероятность возникновения потерь бюджета вследствие воздействия факторов внешней среды и управленческих решений, оказывающих негативное влияние на устойчивость бюджетов, и подлежащих количественной и качественной оценке. Управление бюджетными рисками - совокупность мероприятий, приемов и методов, осуществляемых отдельными участниками бюджетного процесса, позволяющая в определенной степени прогнозировать наступление непредвиденных событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий с целью обеспечения своевременности и полноты исполнения расходных обязательств регионов
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Введение в финансы
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | письменный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью дисциплины «Финансовые безопасность и управление бюджетными рисками» является подготовка квалифицированных работников бюджетной сферы, способных принимать обоснованные управленческие решения в области государственных финансов в условиях неопределенности и возможности возникновения рисков.
Задача
- В соответствии с поставленными целями преподавание дисциплины реализует следующие задачи: - изучение теоретических основ бюджетных рисков: их сущности, классификации, факторов, обуславливающих возникновение; - рассмотрение различных количественных и качественных методов анализа и оценки бюджетных рисков; - изучение особенностей бюджетных рисков при формировании и исполнении бюджетов различных уровней бюджетной системы РК; - рассмотрение различных методов управления бюджетными рисками; - рассмотрение задач и функций государственного финансового контроля в системе управления бюджетными рисками.
Результат обучения: знание и понимание
- значение финансовой безопасности государства, предприятия, личности
- знать меры, механизмы и требования обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности;
- знать значение, принципы, методы и механизмы управления бюджетными рисками.
- выявление факторов, создающих угрозу финансовой безопасности;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- систематизация факторов, угрожающих финансовой безопасности экономических субъектов
- определение требований к финансово-экономической оценке определенной ситуации
- умение использовать на практике механизм контроля бюджетных рисков
- оценка возможных экономических проблем в случае ухудшения финансовой безопасности.
Результат обучения: формирование суждений
- Уметь правильно использовать показатели финансовой безопасности при определении направлений развития государства, предприятия и личности и использовать соответствующий механизм ее управления в целях снижения бюджетных рисков
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь применять полученные знания, отечественный и зарубежный опыт в целях обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Приобрести практические навыки финансового управления и способность к самообучению для осуществления профессиональной деятельности.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | опрос | 0-100 |
опрос | ||
тестирование | ||
решение задач | ||
коллоквиум | ||
2 *Rating(zh-CN)* | опрос | 0-100 |
опрос | ||
тестирование | ||
решение задач | ||
коллоквиум | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
практические задания | присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара. | присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы | студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ | присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы |
Задания в тестовой форме для определения исходного уровня знаний | получают студенты, ответившие правильно на 19-20 (из 20) тестовых вопросов; | получают студенты, ответившие правильно на 14-17 (из 20) тестовых вопросов; | получают студенты, ответившие правильно на 10-13 (из 20) тестовых вопросов | получают студенты, ответившие правильно на 9 и меньше (из 20) тестовых вопросов |
Критерий оценивания: Доклад | получает студент, в следующих случаях: 1) доклад написан в соответствии с общими требованиями написания доклада; 2) доклад имеет четкий состав и структуру, полностью раскрывает тему, представлен качественный анализ материала; 3) доклад оформлен правильно | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, отчет оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, рекомендуется провести качественный анализ найденного материала. | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, не все вопросы темы раскрыты | присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, в докладе установлено нарушение общих требований к написанию доклада, в тексте отчета имеются логические нарушения в изложении материала, не оформлено должным образом |
Решение практических задач | 90-100% правильно решенных задач | 70-89% правильно решенных задач | 50-69% правильно решенных задач | 0-49% правильно решенных задач |
Коллоквиум | обучающийся демонстрирует системные | обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, | обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки | обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1. Понятие и значение финансовой безопасности на макроуровне. Финансовая безопасность с позиции ресурсно-функционального подхода. Финансовая безопасность с точки зрения статики. Финансовая безопасность в контексте нормативно-правового регламентирования.
- 2. Типология финансовой безопасности. Бюджетная безопасность. Налоговую безопасность. Безопасность кредитно-банковской системы. Безопасность финансово-денежного обращения. Инвестиционную безопасность. Инфляционно-ценовую безопасность. Безопасность страхового и фондового рынка. Валютная безопасность.
- 3. Показатели, определяющие финансовую безопасность государства. Уровень дефицита бюджета, стабильность цен, нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков, золотовалютный запас страны, состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, внешний и внутренний долг страны; дефицит платежного баланса.
- 4. Принципы и направления обеспечения финансовой безопасности государства Принципы законности, обоснованности, управляемости, справедливости и равноправия, многомерности, комплексности, обеспечения баланса финансовых интересов на макро- и микроуровне, соблюдение максимально допустимого (соображениями государственной тайны) уровня транспарентности в сфере финансовой безопасности.
- 5. Основные показатели финансовой безопасности Республики Казахстан. Динамика инвестиций в основной капитал, динамика реального ВВП Республики Казахстан, динамика инвестиций в основной капитал, темп инфляции, государственный долг, дефицит бюджета.
- 6. Финансовая безопасность банковской системы Республики Казахстан. Совокупные активы, обязательства БВУ, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, пруденциальные нормативы.
- 7. Экономическое значение и классификация бюджетных рисков Факторы формирования бюджетных рисков. Анализ бюджетных рисков
- 8. Модели контроля бюджетных рисков
- 9. Понятие и экономическое значение финансовой безопасности предприятия. Цели финансовой безопасности предприятия. Процесс организации экономической безопасности предприятия.
- 10. Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности предприятия Факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия. Формы недобросовестной конкуренции.
- Критерии и показатели оценки финансовой безопасности предприятия Основные категории информации на предприятии. Анализ финансовой деятельности предприятия.
- 12. Показатели оценки финансовой безопасности предприятия Показатели оценки финансовой безопасности предприятия: динамика производства, темп обновления основных производственных фондов, стабильность. производственного, удельный вес производства в ВВП , оценка конкурентоспособности продукции и др.
- 13. Финансовая безопасность физического лица на кредитном рынке. Кредитование физических лиц: понятие, виды, условия предоставление кредитов.
- 14. Возможности и права заемщика при возникновении просрочки платежа по банковскому кредиту. Причины роста задолженности. Способы работы банка с проблемными кредитами.
- 15. Финансовая безопасность заемщиков, пользующихся услугами микрокредитных организаци. Условия использования кредитной карты. Договор микрозайма
Основная литература
- Финансовая безопасность: теоретические и практические аспекты / Н.В. Кудреватых [и др.].. — Кемерово : Экономика, 2018. — 197 c. — ISBN 978-5-282-03517-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109143.html (дата обращения: 17.09.2024)
- Ювица Н. В. Теория и практика местного управления: учебник для студентов вузов / Н. В. Ювица. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2018. - 189 с.
- Финансовая безопасность государства и его территорий. Ч.1 : учебное пособие / Л.В. Агаркова [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — 52 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129615.html (дата обращения: 17.09.2024).
- Варналий, Захарий Степанович. Экономическая безопасность : учеб. пособие / З. С. Варналий, Н. В. Краузе, Ю. Н. Сохин ; МОиН РК. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016. - 239 с. : табл. - (Привлечение зарубежных ученых и консультантов в ведущие вузы Казахстана)
- Каранина Е.В. Финансовая безопасность : учебное пособие / Каранина Е.В.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. — 336 c. — ISBN 978-5-4383-0130-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт].
Дополнительная литература
- Турлаев А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Турлаев, Н. С. Ахметова, М. Ш. Какимова; Министерство образования и науки Республики Казахстан, КарГТУ. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2019. - 176 с.
- Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.)