Финансовая безопасность и управление бюджетными рисками

Варавин Евгений Владимирович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Изучается вероятность возникновения потерь бюджета вследствие воздействия факторов внешней среды и управленческих решений, оказывающих негативное влияние на устойчивость бюджетов, и подлежащих количественной и качественной оценке. Управление бюджетными рисками - совокупность мероприятий, приемов и методов, осуществляемых отдельными участниками бюджетного процесса, позволяющая в определенной степени прогнозировать наступление непредвиденных событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий с целью обеспечения своевременности и полноты исполнения расходных обязательств регионов

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Введение в финансы

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Целью дисциплины «Финансовые безопасность и управление бюджетными рисками» является подготовка квалифицированных работников бюджетной сферы, способных принимать обоснованные управленческие решения в области государственных финансов в условиях неопределенности и возможности возникновения рисков.
Задача
  • В соответствии с поставленными целями преподавание дисциплины реализует следующие задачи: - изучение теоретических основ бюджетных рисков: их сущности, классификации, факторов, обуславливающих возникновение; - рассмотрение различных количественных и качественных методов анализа и оценки бюджетных рисков; - изучение особенностей бюджетных рисков при формировании и исполнении бюджетов различных уровней бюджетной системы РК; - рассмотрение различных методов управления бюджетными рисками; - рассмотрение задач и функций государственного финансового контроля в системе управления бюджетными рисками.
Результат обучения: знание и понимание
  • значение финансовой безопасности государства, предприятия, личности
  • знать меры, механизмы и требования обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности;
  • знать значение, принципы, методы и механизмы управления бюджетными рисками.
  • выявление факторов, создающих угрозу финансовой безопасности;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • систематизация факторов, угрожающих финансовой безопасности экономических субъектов
  • определение требований к финансово-экономической оценке определенной ситуации
  • умение использовать на практике механизм контроля бюджетных рисков
  • оценка возможных экономических проблем в случае ухудшения финансовой безопасности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь правильно использовать показатели финансовой безопасности при определении направлений развития государства, предприятия и личности и использовать соответствующий механизм ее управления в целях снижения бюджетных рисков
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь применять полученные знания, отечественный и зарубежный опыт в целях обеспечения финансовой безопасности государства, предприятия и личности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Приобрести практические навыки финансового управления и способность к самообучению для осуществления профессиональной деятельности.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: 1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение). 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* опрос 0-100
опрос
тестирование
решение задач
коллоквиум
2  *Rating(zh-CN)* опрос 0-100
опрос
тестирование
решение задач
коллоквиум
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
практические задания присваивается студенту, который полностью и правильно ответил на вопросы семинара. присваивается студенту, который полностью ответил на вопросы семинара, допустил некоторые неточности. Студент не смог ответить на уточняющие, дополнительные вопросы студент допустил ошибки и неточности при ответах на семинарские вопросы, показал, что не умеет логически построить материал ответ присваивается студенту, если он не отвечает на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Задания в тестовой форме для определения исходного уровня знаний получают студенты, ответившие правильно на 19-20 (из 20) тестовых вопросов; получают студенты, ответившие правильно на 14-17 (из 20) тестовых вопросов; получают студенты, ответившие правильно на 10-13 (из 20) тестовых вопросов получают студенты, ответившие правильно на 9 и меньше (из 20) тестовых вопросов
Критерий оценивания: Доклад получает студент, в следующих случаях: 1) доклад написан в соответствии с общими требованиями написания доклада; 2) доклад имеет четкий состав и структуру, полностью раскрывает тему, представлен качественный анализ материала; 3) доклад оформлен правильно присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, отчет оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, рекомендуется провести качественный анализ найденного материала. присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, доклад оформлен в соответствии с общими требованиями к написанию доклада, но имеются ошибки в оформлении, не все вопросы темы раскрыты присваивается студенту, если содержание доклада соответствует теме, в докладе установлено нарушение общих требований к написанию доклада, в тексте отчета имеются логические нарушения в изложении материала, не оформлено должным образом
Решение практических задач 90-100% правильно решенных задач 70-89% правильно решенных задач 50-69% правильно решенных задач 0-49% правильно решенных задач
Коллоквиум обучающийся демонстрирует системные обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологиейделает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем, обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточно владеет терминологией, делает ошибки обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета,не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Понятие и значение финансовой безопасности на макроуровне. Финансовая безопасность с позиции ресурсно-функционального подхода. Финансовая безопасность с точки зрения статики. Финансовая безопасность в контексте нормативно-правового регламентирования.
  • 2. Типология финансовой безопасности. Бюджетная безопасность. Налоговую безопасность. Безопасность кредитно-банковской системы. Безопасность финансово-денежного обращения. Инвестиционную безопасность. Инфляционно-ценовую безопасность. Безопасность страхового и фондового рынка. Валютная безопасность.
  • 3. Показатели, определяющие финансовую безопасность государства. Уровень дефицита бюджета, стабильность цен, нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивость банковской системы и национальной валюты, степень защищенности интересов вкладчиков, золотовалютный запас страны, состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, внешний и внутренний долг страны; дефицит платежного баланса.
  • 4. Принципы и направления обеспечения финансовой безопасности государства Принципы законности, обоснованности, управляемости, справедливости и равноправия, многомерности, комплексности, обеспечения баланса финансовых интересов на макро- и микроуровне, соблюдение максимально допустимого (соображениями государственной тайны) уровня транспарентности в сфере финансовой безопасности.
  • 5. Основные показатели финансовой безопасности Республики Казахстан. Динамика инвестиций в основной капитал, динамика реального ВВП Республики Казахстан, динамика инвестиций в основной капитал, темп инфляции, государственный долг, дефицит бюджета.
  • 6. Финансовая безопасность банковской системы Республики Казахстан. Совокупные активы, обязательства БВУ, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, пруденциальные нормативы.
  • 7. Экономическое значение и классификация бюджетных рисков Факторы формирования бюджетных рисков. Анализ бюджетных рисков
  • 8. Модели контроля бюджетных рисков
  • 9. Понятие и экономическое значение финансовой безопасности предприятия. Цели финансовой безопасности предприятия. Процесс организации экономической безопасности предприятия.
  • 10. Факторы и условия обеспечения финансовой безопасности предприятия Факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности предприятия. Формы недобросовестной конкуренции.
  • Критерии и показатели оценки финансовой безопасности предприятия Основные категории информации на предприятии. Анализ финансовой деятельности предприятия.
  • 12. Показатели оценки финансовой безопасности предприятия Показатели оценки финансовой безопасности предприятия: динамика производства, темп обновления основных производственных фондов, стабильность. производственного, удельный вес производства в ВВП , оценка конкурентоспособности продукции и др.
  • 13. Финансовая безопасность физического лица на кредитном рынке. Кредитование физических лиц: понятие, виды, условия предоставление кредитов.
  • 14. Возможности и права заемщика при возникновении просрочки платежа по банковскому кредиту. Причины роста задолженности. Способы работы банка с проблемными кредитами.
  • 15. Финансовая безопасность заемщиков, пользующихся услугами микрокредитных организаци. Условия использования кредитной карты. Договор микрозайма
Основная литература
  • Финансовая безопасность: теоретические и практические аспекты / Н.В. Кудреватых [и др.].. — Кемерово : Экономика, 2018. — 197 c. — ISBN 978-5-282-03517-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109143.html (дата обращения: 17.09.2024)
  • Ювица Н. В. Теория и практика местного управления: учебник для студентов вузов / Н. В. Ювица. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2018. - 189 с.
  • Финансовая безопасность государства и его территорий. Ч.1 : учебное пособие / Л.В. Агаркова [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2022. — 52 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129615.html (дата обращения: 17.09.2024).
  • Варналий, Захарий Степанович. Экономическая безопасность : учеб. пособие / З. С. Варналий, Н. В. Краузе, Ю. Н. Сохин ; МОиН РК. - Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2016. - 239 с. : табл. - (Привлечение зарубежных ученых и консультантов в ведущие вузы Казахстана)
  • Каранина Е.В. Финансовая безопасность : учебное пособие / Каранина Е.В.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2017. — 336 c. — ISBN 978-5-4383-0130-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт].
Дополнительная литература
  • Турлаев А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Турлаев, Н. С. Ахметова, М. Ш. Какимова; Министерство образования и науки Республики Казахстан, КарГТУ. - Алматы: ТОО "Лантар Трейд", 2019. - 176 с.
  • Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.)