Геодезия
Описание: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт (планов), создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах, планах).
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- География. Школьный курс
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
- Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
- Студент должен уметь: - свободно читать топографическую карту и решать на её основе задачи графического и расчётного характера; - самостоятельно выполнять несложные геодезические измерения и работы, связанные с решением типовых проектных и строительных задач, с помощью геодезических приборов и инструментов; - производить математическую обработку измерений (вычисление ведомости координат, ведомости прямых и кривых, обработку журнала тахеометрической съёмки, журнала технического нивелирования); - графически оформлять результаты измерений (построение топографического плана, продольного и поперечного профилей, планов горизонтальной и вертикальной планировки с картограммой земляных работ).
Результат обучения: знание и понимание
- - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ; - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
- Способность составлять геодезическую техническую документацию.
Методы преподавания
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
- решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лекционные занятия | 0-100 |
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
2 рейтинг | Лекционные занятия | 0-100 |
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Лекционные занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Форма и размеры Земли
- Системы координат и высот, применяемые в геодезии
- Ориентирование линий
- Топографические карты, планы
- Задачи, решаемые по топографическим картам и планам
- Геодезические измерения и их точность
- Угловые измерения
- Линейные измерения
- Измерение превышений
- Общие сведения о геодезических съёмках
- Тахеометрическая съёмка
- Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях
- Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах
- Геодезические разбивочные работы
Основная литература
- Инженерлік геодезия: оқулық / Т. Тұяқбаев [и др.]; Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі. - Алматы: ЖШС РПБК "Дәуір", 2013. - 319 б. : ил.
- Капасова А.З. Геодезия: Оқу құралы/ А.З. Капасова; Қарағанды мемлекеттік техникалық университеті. – Қарағанды: ҚарМТУ баспасы, 2014.-122 б. Дереккөзге кіру: http://elib.kstu.kz/fulltext/Uchebnye%20posobiya/MDiG/2015/Kapasova.pdf
- Г.С.Мадимарова.: Қҧрылыстағы геодезиялық жҧмыстар. Оқу құралы Алматы: ҚазҰТУ, 2014 - 217 бет. дереккөзді жүктеу: https://library.eiti.edu.kz/book/606.pdf
- Левитская, Т. И. основы геодезии : учеб. пособие / т. и. левитская ; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — 2-е изд., перераб. — екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2017 — 88 с. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54025/1/978-5-7996-2199-5_2017.pdf
- Кочетова, Э.Ф. Инженерная геодезия [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Кочетова, И.И. Акрицкая, Л.Р. Тюльникова, А.Б. Гордеев. Под ред. Э.Ф. Кочетовой. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; 2-е изд. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2017 – 158 с. Режим доступа: https://bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/geodesy/868564.pdf
- Загретдинов Р.В. Основные инженерно-геодезические изыскания при строительстве сооружений / Р.В. Загретдинов, Р.В. Комаров, А.Е. Сапронов, М.Г. Соколова. - Казань: Казан. ун-т, 2020. – 98 с. Доступ: https://kpfu.ru/staff_files/F_601379086/Sokolova_posobie.pdf
- Геодезия: учебно-метод. пособие по учебной геодезической практике К726 В.А.Костылев, В.В. Шумейко, К.Г. Барсуков; Воронежский ГАСУ.– Воронеж, 2013 – 80 с. https://cchgeu.ru/upload/iblock/8e5/uchebno_metodich-posobie_praktika-dlya-polucheniya-pervichnykh-znaniy_gidz_2017.pdf
Дополнительная литература
- Михелев Д.Ш. Инженерная геодезия. – М.: ACADEMA, 2004
- Левитская, Т. И. Основы геодезии : учеб. пособие / Т. И. Левитская ; М-вообразования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —2-е изд., перераб. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 88 с
- https://www.ektu.kz/usercontrols/library/LibraryFiles/geodez.pdf
- Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011
- Атрошко Е.К., Иванова М.М., Марендич В.Б. Геодезия в промышленном и гражданском строительстве. – Гомель: БелГУТ, 2009
- Атымтаев Б.Б., Пентаев Т.П. А 90 Инженерлік геодезия - Оқулық. Алматы: «ЭВЕРО» баспаханасы, 2010. -184 б
- Михаленко Е.Б., Загрядская Н.Н., Беляев Н.Д. Инженерная геодезия. Решение основных инженерных задач на планах и картах. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006
- Т.Д. Джуламанов. Геодезия: Оқулық. – Алматы: ҚазҰТУ, 2009 216 бет. Дреккөзге кіру: https://biblio.rii.kz/wp-content/uploads/Books/KAZ/Geodesy/geodeziya_dzhulamanov12.pdf