Механика грунтов
内容描述: Является составной частью механики деформируемых тел. Она изучает напряжения и деформации грунтовых массивов. Решает задачи прочности и деформации грунтов, давления грунтов на поддерживающие сооружения, вопросы устойчивости откосов и склонов, изучает происходящие в грунтах процессы.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Математика 2
- Инженерная геодезия
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 15 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Умение анализировать инженерно-геологические условия с целью дальнейшего использования данного материала на строительной площадке.
Задача
- Закрепление теоретических знаний по данной дисциплине. т.е. знакомство со свойствами грунтов их применение при строительстве, знакомство с нормативной и справочной литературой.
Результат обучения: знание и понимание
- Овладение базовыми знаниями в области естественнонаучных дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Способность самостоятельно применять методы и средства познания при решении широкого диапазона задач, связанных с проектированием оснований и фундаментов.
Результат обучения: формирование суждений
- Знать требования к содержанию и характеру труда в современном производстве, основные профессии дорожной отрасли, при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу. Умение применять стандартные методы расчета элементов и узлов строительных конструкций, выполнять проектно-конструкторские работы и оформлять проектную и технологическую документацию соответственно стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь представление о состоянии основных научно-технических проблем, перспективах и взаимосвязи развития профессионального обучения, а также смежных областей профессиональной деятельности. Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке; анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию; четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности на предприятиях строительно-монтажного комплекса и в отраслевых научных организациях.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии: аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации используется текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п. Лабораторные занятия проводятся в лаборатории, оснащенной современным оборудованием для изготовления и испытания дорожно-строительных материалов.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 | 0-100 |
Лабораторная работа №1 | ||
Практическая работа №2 | ||
Лабораторная работа №2 | ||
Практическая работа №3 | ||
Лабораторная работа №3 | ||
Рейтинг 1- Контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 | 0-100 |
Лабораторная работа №1 | ||
Практическая работа №2 | ||
Лабораторная работа №2 | ||
Практическая работа №3 | ||
Лабораторная работа №3 | ||
Рейтинг 2 - Контрольная работа | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | - демонстрирует системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | - демонстрирует прочные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; | - демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; | - демонстрирует незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Работа на практических занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | Выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение. Основные понятия и определения. Состав курса и его связь с другими дисциплинами. Основные задачи курса и особенности их решения. Краткий исторический обзор развития наук о фундаментостроении.
- Основы геологии. Инженерная геология как наука о совместности работы геологической среды и сооружения. Грунтоведение как наука о грунтах. Взаимосвязь грунтоведения, инженерной геологии с другими естественными и техническими науками. Строение и физические свойства Земли.
- Минералы и горные породы. Минералы. Основные породообразующие минералы. Условия образования, генезис, классификация, состав, строение и физические свойства. Горные породы. Магматические и метаморфические горные породы. Минералогический состав, основные представители. Осадочные горные породы. Вещественный состав. Основные представители. Понятие о грунтах Основы грунтоведения.
- Геологические процессы. Тектонические явления. Формы тектонических нарушений. Элементы строения земной коры. Сейсмические явления. Землятресения и их виды. Оценка силы землятресений. Принципы учета влияния землятресений на устойчивость зданий и сооружений. Магматизм. Метаморфизм. Виды метаморфизма. Процессы внутренней динамики Земли. Геологическая деятельность рек, морей, ледников. Четвертичные отложения. Выветривание и их виды. Элювий. Делювий. Пролювий. Аллювий и другие типы геологических отложений.
- Основы гидрогеологии. Общие сведения о подземных водах. Виды воды в горных породах. Их использование в народном хозяйстве. Агрессивность подземных вод. Классификация подземных вод. Верховодка, грунтовые межпластовые воды 2 подземных водах. Виды воды в горных породах. Их. Гидрогеологическая карта Казахстана. Закон фильтрации. Понятие о коэффициенте фильтрации, напорном градиенте и скорости движения воды. Дренажи. Влияние природных факторов и инженерно – хозяйственной деятельности человека на изменение запасов подземных вод.
- Инженерно – геологические изыскания. Состав и объем инженерно – геологических изысканий. Геофизические методы. Разведочные и горные выработки. Гидрогеологические исследования. Лабораторные и камеральные работы. Особенности инженерно – геологических изысканий для транспортных зданий и сооружений.
- Механика грунтов. Природа грунтов и их физические свойства Происхождение, составные элементы грунтов, структурные связи в грунтах. Характеристики физических свойств и классификационные показатели грунтов. Разновидности грунтов с неустойчивыми структурными связями.
- Основные предпосылки и закономерности механики грунтов. Предпосылки применения к грунтам механики деформируемых сред: постановка задач; сжимаемость компонент грунтов; основные расчетные модели грунтов. Механические свойства грунтов: характеристики; основные схемы и режимы лабораторных испытаний. Закономерности деформирования грунтов, закон уплотнения, принцип линейной деформируемости. Водопроницаемость грунтов, закон ламинарной фильтрации. Прочность грунтов, закон кулона, теория Кулона – Мора. Основные методы полевых испытаний грунтов.
- Определение напряжений и деформаций в грунтах. Напряжения в грунтах от действия сосредоточенной силы и местной равномерно распределенной нагрузки в случаях пространственной и плоской задач. Напряжения по подошве фундамента. Напряжения от собственного веса грунта. Виды деформаций грунтов. Осадка слоя грунта при сплошной нагрузке. Практические методы определения конечных осадок. Понятия о расчетах во времени.
- Основы теории предельного напряженного состояния грунтов и их приложения. Механические процессы в грунтах при действии возрастающей нагрузки на основание. Уравнения предельного равновесия грунта. Начальная и предельная критическая нагрузки на грунты основания. Расчетное сопротивление грунта. Устойчивость откосов и склонов: виды нарушения устойчивости; элементарные задачи устойчивости свободных откосов и склонов; строгие и приближенные методы оценки устойчивости грунтовых массивов. Определение давления грунтов на ограждающие конструкции: общие положения; активное и пассивное давления. Расчеты устойчивости подпорных стен и давлениия грунтов на подземные сооружения.
- Основания и фундаменты. Общие принципы проектирования оснований и фундаментов. Тема 10. Оценка взаимодействия сооружений с основанием: оценка жесткости сооружений; виды деформаций сооружений и оснований, учет их совместной работы. Принципы проектирования оснований по предельным состояниям. Выбор типа и глубины заложения фундаментов.
- Фундаменты мелкого заложения. Типы и конструкции фундаментов. Последовательность проектирования фундаментов. Определение размеров подошвы жестких фундаментов. Расчет осадок и проверка давления на подстилающий слой слабого грунта. Расчеты по несущей способности и устойчивости основания. Основные положения проектирования гибких фундаментов. Свайные фундаменты и фундаменты глубокого заложения. Виды свай и свайных фундаментов, их классификация. Определение несущей способности и расчетного сопротивления сваи. Порядок расчета и проектирования свайного фундамента; расчетная схема для расчета по деформациям. Классификация и области применения фундаментов глубокого заложения: сваи – оболочки.
- Основные принципы проектирования и устройства фундаментов в особых условиях. Фундаменты на просадочных, набухающих, засоленных, слабых, насыпных, элювиальных и скальных грунтах. Фундаменты при динамических, сейсмических нагрузках и на подрабатываемых территориях. Усиление и реконструкция оснований и фундаментов. Особенности производства работ по устройству оснований и фундаментов. Тема 12. Сохранение природной структуры грунтов и подготовка основания. Обеспечение устойчивости стен котлованов. Защита котлованов, фундаментов и помещений от подземных вод. Геотехнический мониторинг.
Основная литература
- 1. Ильичев В., Мангушев Р.,(ред.) Справочник геотехника. Основания и фундаменты и подземные сооружения. 2018 г., Изд., Ассоциация строительных вузов. 1034 с. 2. Абуханов А.З. Механика грунтов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений., М., 2016.- 334 с. 3. Добров Э.М. Инженерная геология: Учебное пособие. –М.: Из. Центр «Академия», 2008. – 224 с. 4. Адиков М.Т., Исаханов Е.А. Методические указания по проведению инженерно – геологической практики. – Алматы: КазАТК, 2005. 5. Далматов Б.И., Бронин В.Н., Карлов В.Д. и др. Основания и фундаменты. Ч.2. Основы геотехники. – М.: АСВ, 2002. – 392 с. 6. Ухов С.Б., Семенов В.В., Знаменский В.В. и др. Механика грунтов, основания и фундаменты. – М.: Высшая школа, 2002. – 566 с. 7. Цытович Н.А. Механика грунтов. – М.: Издательство АСВ, 1983. – 288 с. 8. Ананьев В.П., Передельский Л.В. Инженерная геология и гидрогеология. – М.: Высшая школа, 1980. – 271 с. 9. Пешковский А.М., Перескокова Т.М. Инженерная геология. – М.: Высшая школа, 1980. – 271 с. 10. Далматов Б.И., Бронин В.Н., Карлов В.Д. и др. Механика грунтов.Ч.1 Основы геотехники в строительстве. – М.: АСВ, 2000. – 204 с.
Дополнительная литература
- 11. Исаханов Е.А., Хомяков В.А., Исмагулов И.К. Методические указания к выполнению лабораторных работ по механике грунтов. – Алма – Ата: АлИИТ, 1988. 12. Исаханов Е.А., Хомяков В.А., Исмагулов И.К. Проектирование фундаментов опор железнодорожных мостов: Методические указания. – Алма – Ата: АлИИТ, 1997. 13. исаханов Е.А., Джалаиров А.К. Проектирование фундаментов опор мостов: - Алматы: АлИИТ, 1997. 14. Маслов Н.Н. Основы инженерной геологии и механики грунтов. – М.: Высшая школа, 1983. -246 с. 15. Строительные нормы и правила: Основания зданий и сооружений: СНиП РК 5.01.01 – 2002. – Астана, 2002. – 83 с. 16. Межгосударственный свод правил по проектированию и строительству: Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений: МСП 5.01 – 102 – 2002. – Астана, 2005. -106 с. 17. Исаханов Е.А., Мусаев Т.С. Механика грунтов: Учебное пособие. – Алматы: Анна тілі, 1996. -120 с., 18. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 19. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 20. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com