Қазіргі медиа нарығы

Байтикенова Гульжан Альпековна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Ресурстық нарық пен ақпарат нарығын қамтитын медиа нарығы зерттеледі. Ресурс нарығы ақпараттық мазмұнды өндірудің қажетті компоненттерін қамтиды: қаржы, материалдар, әр түрлі ақпарат. Ақпараттық нарықта БАҚ өнімдері тауарға айналады және сатып алу-сату процесіне қатысады. Құрамында: баспасөз, аудиовизуалды медиа, электронды БАҚ, ақпараттық агенттіктердің басылымдары, кинофильмдер.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Маркетинг негіздері

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • студенттерде медиарынның Экономикалық қызмет ету принциптері және БАҚ жалпы жүйесі, Қазақстандағы және шет елдердегі медиаиндустрияның қазіргі жағдайы, БАҚ нарығының әртүрлі сегменттерінің экономикасы (газет, журнал, радио, теледидар, онлайн БАҚ) туралы жалпы түсініктерді қалыптастыруға арналған.
Міндет
  • изучение современного состояния системы средств массовой коммуникации и информации, ее инфраструктуры, а также основных организационных форм медиаиндустрии; понимание базовых типологических признаков различных медиасистем, а также их основных отличительных черт; овладение навыками профессиональной деятельности с учетом специфики средства медиасистем
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью использовать на практике навыки и умения в организации профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом; способностью к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации способностью использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
  • профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом;
  • способностью к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации
  • способностью использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • владением системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности; умением выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практике СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры;
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • способностью к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта; основательным владением знаний, касающихся объекта научных исследований - журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции средств массовой информации, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции; способностью порождать новые идеи;
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • способностью к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умением самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методики информационных технологий; умением провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально-практического характера;
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • основательными знаниями видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных; способностью использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
Оқыту әдістері

Анализ цифровых стратегии ведущих интернет-медиа в условиях дигитализации, применение сегментов новых форматов медиарынка;

Изучение и анализ медийно-информационных технологий, которая характеризуется всеобщей доступностью медиаресурсов и свободой их использования для производства отдельных текстов, блогов, сайтов, сетевых изданий

Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Казахстанские средства массовой информации, развитие и сущность; Основные характеристики медиасистемы: элементы, компоненты, свойства; Базовые понятия курса: медиа, информация, масс-медиа, коммуникация
  • Модели медиасистемы
  • Эволюция медиасистемы: от специальных приложений до информационно-промышленных концернов
  • Виды стратегий медиасистемы
  • Глобальные трансформации СМИ: новые медиа, информальные медиа, конвергенция СМИ
  • Личность в современной медиасистеме
  • Моделирование современных медиаорганизаций
  • Медиапланирование в журналистике; Разработка медиаплана
  • Пиартекст в медиапланировании
  • Разработка медиаплана
Негізгі әдебиет
  • «eLibrary.ru: научная электронная библиотека» (крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования) – www.elibrary.ru Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии и масс-медиа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2005. №1 Грабельников, А.А.Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы: Монография / А.А.Грабельников. -–М.: РИП-Холдинг, 2001 Бузин, В. Н. Медиапланирование. Теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Со- циология», «Журналистика» / В. Н. Бузин, Т. С. Бузина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. - ISBN 978-5-238-01769
Қосымша әдебиеттер
  • Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены // Информационный бюллетень ВЦИОМ. – 2002. - №3. Анохин, М.Г. Политика: возможности современных технологий / М.Г Анохин, В.С Комаровский. - М.:Изд-во РАГС, 1998. Аронсон, Э., Пратканис, Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.