Основы обеспечения отказоустойчивости программных компонентов
内容描述: Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков обеспечения отказоустойчивости программных компонентов и поддержки работоспособности информационных систем. Изучаются тенденции развития отказоустойчивых вычислительных систем; основы расчёта, методы испытаний и повышения надёжности и отказоустойчивости программного обеспечения информационных систем; приобретаются навыки тестирования и отладки программных компонентов
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Информационно-коммуникационные технологии
- Математика 1
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков обеспечения отказоустойчивости программных компонентов и поддержки работоспособности информационных систем.
Задача
- приобретение навыков по проектированию и реализации комплекса мер, обеспечивающих отказоустойчивость программных компонентов
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знание принципов и методов повышения отказоустойчивости программных компонентов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- проводить расчет отказоустойчивости программного обеспечения
- применять современные технологии тестирования программного обеспечения при разработке ИС
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций
Результат обучения: коммуникативные способности
- развивать навыки межличностной и групповой коммуникации для делового взаимодействия в своей профессиональной деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор, синтез и анализ необходимой информации, способствующей профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области информационных технологий
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов; мозговой штурм); - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Рубежный тест 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа 4 | 0-100 |
Лабораторная работа 5 | ||
Лабораторная работа 6 | ||
Рубежный тест 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия и определения теории надежности, отказоустойчивости Стороны надежности. Факторы, влияющие на надежность информационных систем.
- Количественные показатели надежности
- Математические модели, используемые в расчетах надежности
- Расчет надежности с использованием математического аппарата теории вероятности, аппарата алгебры логики.
- Марковские процессы в теории надежности. Расчет надежности с использованием аппарата теории функций случайных аргументов
- Резервирование. Процессы восстановления.
- Графовые модели отказоустойчивости. Вершинные и реберные расширения графов.
- Принципы построения отказоустойчивых информационно-вычислительных систем. Кластерная технология
- Основные показатели качества программных компонентов. Критерии качества. Стандарты качества.
- Корректность программных средств. Ошибки программного обеспечения. Сложность программного обеспечения
- Тестирование программных средств. Стратегии тестирования.
- Методы тестирования.
- Верификация. Место верификации в жизненном цикле ПО. Методы верификации
- Различные понятия валидации (аттестации).
- Моделирование и оценка надежности программного обеспечения
Основная литература
- Абросимов М.Б. Графовые модели отказоустойчивости. - Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2012.
- Каштанов В.А., Медведев А.И. Теория надежности сложных систем. – М.: Физматлит, 2010
- Криспин Л. Гибкое тестирование: практическое руководство для тестировщиков ПО и гибких команд / Л. Криспин, Д.Грегори. - М.: «Вильямс», 2010. - 464 с.
- Майерс Г. Искусство тестирования программ /.Г. Майерс, Т.Баджетт, К.Сандлер. 3-е изд. - М.: «Диалектика», 2012.- 272 с.
- Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надежности Издательство. BHV. Петербург. 2006
- Яхьяев Н. Я., Кораблин А. В. Основы теории надежности и диагностика. – Академия, 2009г.
- А.С. Камкин. Введение в формальные методы верификации программ. ИСП РАН, 2017
Дополнительная литература
- Балыков Е., Царёв В. Тестирование программных средств. RSDN Magazine №4-2006
- Левинсон Д. Тестирование ПО с помощью Visual Studio 2010. ЭКОМ Паблишерз, 2012
- "Основы программной инженерии" IEEE Guide to SWEBOK® 2004
- Синицын С. В. Верификация программного обеспечения / С. В.Синицын, Н.Ю.Налютин. — М.: БИНОМ, 2008. — 368 с.