Технологии обеспечения информационной безопасности
Описание: Дисциплина рассматривает основные понятия и угрозы информационной безопасности, средства обнаружения и защиты от вирусов, технологии криптографического преобразования данных и цифровых подписей, идентификации и аутентификации пользователей, технологии обнаружения атак, технологии безопасности операционных систем, шифрование дисков BitLocker. Формирует навыки применения современных технологий для обеспечения безопасности информационных систем.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Технология программирования
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих знаниями в области технологий обеспечения информационной безопасности и способных применять свои знания для обеспечения безопасности информации в системах обработки данных
Задача
- ознакомление с основными понятиями и проблемами информационной безопасности, с основными технологиями обеспечения информационной безопасности
- формирование представлений о принципах построения систем защиты, о современных методах и средствах информационной безопасности
- приобретение знаний и умений, достаточных для обеспечения информационной безопасности в современных операционных и информационных системах
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знания основных технологий обеспечения информационной безопасности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применять на практике средства защиты вычислительных ресурсов, использующие парольную идентификацию и ограничивающие доступ несанкционированного пользователя; средства контроля доступа с помощью межсетевых экранов; криптографические средства защиты для шифрования и аутентификации;
- использовать технологии обеспечения безопасности операционных систем для защиты данных и ресурсов
Результат обучения: формирование суждений
- Формировать суждения по вопросам применения технологий обеспечения информационной безопасности
Результат обучения: коммуникативные способности
- работать в команде, применять современные технологии для обеспечения безопасности информации
- предлагать новые решения по обеспечению безопасности в операционных и информационных системах
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания на практике.
- развивать навыки обучения, способствующие профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области обеспечения информационной безопасности
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Лабораторная работа 4 | ||
Тест рубежного контроля 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 5 | 0-100 |
Лабораторная работа 6 | ||
Лабораторная работа 7 | ||
Лабораторная работа 8 | ||
Тест рубежного контроля 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на лабораторных занятиях | выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. | выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки. | выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. | выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия в области информационной безопасности
- Угрозы информационной безопасности
- Оценка уязвимостей системы
- Политика и стандарты информационной безопасности
- Технологии обеспечения информационной безопасности
- Технические и программные средства обеспечения безопасности
- Криптографические средства обеспечения безопасности
- Криптографические средства безопасности
- Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности
- Технология цифровых подписей
- Механизмы распределения ключей
- Технология идентификации и установления подлинности объекта и субъекта
- Технологии антивирусной защиты
- Системы и технологии обнаружения атак
- Технологии обеспечения информационной безопасности в современных информационных системах и сетях
- Технологии обеспечения безопасности в Windows
- Системы обнаружения и предотвращения угроз (IDS/IPS)
Основная литература
- Голиков А.М. Основы информационной безопасности: учеб. пособие для практических и семинарских занятий. – Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2017. – 214 с.
- Галатенко В.А. Основы информационной безопасности: Курс лекций. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2016. – 205 с.
- Башлы П. Н. Информационная безопасность и защита информации : учебное пособие / П. Н. Башлы, А. В. Бабаш, Е. К. Баранова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2012. — 311 c. — ISBN 978-5-374-00301-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/10677.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Нестеров С.А., Основы информационной безопасности : учебное пособие / Нестеров С.А.. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2014. — 322 c. — ISBN 978-5-7422-4331-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/43960.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Денисова Н.Ф., Котлярова И.А., Вайс Ю.А., Касымханова Д.Ж. Системный администратор: Учеб.-метод. пособие. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2017. – 944 с.
- Панасенко С.П. Алгоритмы шифрования. Специальный справочник.- СПб.: БХВ- Петербург, 2009.- 576 с.: ил.
Дополнительная литература
- Кияев В.И., Граничин О.Н. Безопасность информационных систем: Учебное пособие. — М.: Национальный открытый университет «Интуит».- 2016.
- PGP Desktop for Windows. User's Guide. (http://www.symantec.com)
- Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
- Прохорова О. В. Информационная безопасность и защита информации : учебник / О. В. Прохорова. — Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 113 c. — ISBN 978-5-9585-0603-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/43183.html (дата обращения: 01.10.2024). — Режим доступа: для авторизир. пользователей