Моделирование информационных процессов

Котлярова Ирина Александровна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина рассматривает фундаментальные основы теории моделирования информационных систем и протекающих в них процессов, методику разработки компьютерных моделей, язык UML и его структуру. Формирует представления о работе с современными инструментальными системами моделирования.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Информационно-коммуникационные технологии

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями по методологии и технологии моделирования информационных процессов в различных системах.
Задача
  • формирование представлений о методах системного анализа и моделирования;
  • ознакомление с основными языками моделирования информационных процессов;
  • изучение методики разработки моделей информационных процессов.
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать знание методов системного анализа и моделирования информационных процессов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владеть инструментарием информационного описания объектов и процессов в соответствии с профилем подготовки
  • применять методы анализа и моделирования для решения прикладных задач
  • строить модели систем различного класса с использованием инструментальных средств Visual UML и Bpwin.
Результат обучения: формирование суждений
  • формировать суждения по структуре, составу и свойствах информационных процессов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по методам описания и анализа информационных процессов и систем
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при моделировании информационных процессов.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Тест рубежного контроля 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа 4 0-100
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
Тест рубежного контроля 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Понятие «информационный процесс». Основные элементы информационных процессов: получение, анализ, сохранение, коммуникация. Основные виды информационных процессов. Примеры информационных процессов.
  • Информационные процессы в системах управления. Процессы стратегического, функционального, операционного уровней.
  • Информационные процессы в системах передачи информации. Понятие сигнала. Аналоговые и дискретные сигналы.
  • Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных. Обобщенная схема технологического процесса обработки информации.
  • Основы моделирования информационных процессов. Системный подход к моделированию информационных процессов. Предмет теории моделирования. Роль и место моделирования в исследовании информационных процессов и систем. Подходы к исследованию информационных процессов и систем
  • Классификация моделей (физические, математические, описательные, графические, концептуальные, логические, алгоритмические). Моделирование и языки программирования
  • Математические схемы моделирования систем. Основные подходы к построению математических моделей информационных процессов. Непрерывно детерминированные модели. Дискретно – детерминированные модели Дискретно-стохастические модели. Сетевые модели.
  • Типовые информационные процессы и их модели. Эталонная модель открытых систем. Основные модели открытых систем и их развитие. Модель ISO OSI. Модель POSIXOSE
  • Базовые информационные процессы и их классификация. Концептуальный, логический, физический уровень.
  • Модели процесса передачи данных. Потери при информационном взаимодействии. Модель дискретного канала связи. Модель непрерывного канала связи. Модели процесса обработки данных. Модели обслуживания вычислительных задач. Модели планирования вычислительного процесса. Вычислительный граф системы обработки
  • Модели процесса хранения и накопления данных. Инфологическая модель предметной области. Информационный граф системы обработки. Каноническая структура информационной базы
  • Объектно-ориентированное моделирование. Язык UML. Базовые понятия классов и объектов. Связь объектно-ориентированного моделирования с языками программирования. Наследование и полиморфизм в объектно2 ориентированном моделировании, типы данных и пакеты. Унифицированный язык моделирования UML. Использование объектно-ориентированного подхода и основные понятия и компоненты языка.
  • Язык UML. Диаграммы классов. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Диаграммы состояния и деятельности. Элементы реализации языка UML в CASE-инструментах
  • Моделирование динамических и гибридных систем Понятие динамической и событийно-управляемой системы, гибридные системы. Принципы компонентного компьютерного моделирования. Иерархические системы. Блоки и связи между ними
  • Моделирование процессов. Метод функционального моделирования SADT (IDEF0). Методология IDEF3. Методология DFD. Нотация BPMN
Основная литература
  • Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
  • Шкундин С.З. Теория информационных процессов и систем: учебное пособие / С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили. – М.: Горная книга, 2012. – 475 с
  • Зиновьев, В. В. Моделирование процессов и систем : учебное пособие / В. В. Зиновьев, А. Н. Стародубов, П. И. Николаев. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2016. — 146 с.
  • Горлушкина Н.Н. Системный анализ и моделирование информационных процессов и систем. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 120 с.
  • Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
  • Цуканова О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учебное пособие – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 100 с.
Дополнительная литература
  • Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
  • Советов, Б. Я. Моделирование систем : учебник для вузов (бакалавр) / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. - 7-е изд. - М. : Изд-во Юрайт, 2012. - 343 с.
  • Спицина И.А. Системный анализ и моделирование информационных систем : учебное пособие / И.А. Спицина, К.А. Аксенов ; М во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 118 с.
  • https://coderlessons.com/tutorials/kompiuternoe-programmirovanie/uchebnik-uml/uchebnik-uml
  • Арлоу Д., Нейштадт И. UML 2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2¬е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ Плюс, 2007. – 624 с., ил. ISBN-13: 978-5-93286-094-6