Modeling of information processes

Kotlyarova Irina Alexandrovna

The instructor profile

Description: The discipline considers the fundamental foundations of the theory of modeling information systems and the processes occurring in them, the methodology for developing computer models, the UML language and its structure. Forms ideas about working with modern modeling tool systems.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Of Informatively-communication technologies

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works
Laboratory works 30
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Base disciplines

Goal
  • Подготовка специалистов, обладающих знаниями по методологии и технологии моделирования информационных процессов в различных системах.
Objective
  • формирование представлений о методах системного анализа и моделирования;
  • ознакомление с основными языками моделирования информационных процессов;
  • изучение методики разработки моделей информационных процессов.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • демонстрировать знание методов системного анализа и моделирования информационных процессов
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • владеть инструментарием информационного описания объектов и процессов в соответствии с профилем подготовки
  • применять методы анализа и моделирования для решения прикладных задач
  • строить модели систем различного класса с использованием инструментальных средств Visual UML и Bpwin.
Learning outcome: formation of judgments
  • формировать суждения по структуре, составу и свойствах информационных процессов
Learning outcome: communicative abilities
  • работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по методам описания и анализа информационных процессов и систем
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при моделировании информационных процессов.
Teaching methods

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием различных операционных систем и профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Лабораторная работа 1 0-100
Лабораторная работа 2
Лабораторная работа 3
Тест рубежного контроля 1
2  rating Лабораторная работа 4 0-100
Лабораторная работа 5
Лабораторная работа 6
Тест рубежного контроля 2
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Понятие «информационный процесс»
  • Информационные процессы в системах управления
  • Информационные процессы в системах передачи информации
  • Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных
  • Основы моделирования информационных процессов
  • Классификация моделей (физические, математические, описательные, графические, концептуальные, логические, алгоритмические)
  • Математические схемы моделирования систем
  • Типовые информационные процессы и их модели
  • Базовые информационные процессы и их классификация
  • Модели процесса передачи данных
  • Модели процесса хранения и накопления данных
  • Объектно-ориентированное моделирование
  • Язык UML
  • Моделирование динамических и гибридных систем Понятие динамической и событийно-управляемой системы, гибридные системы
  • Моделирование процессов
Key reading
  • Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
  • Шкундин С.З. Теория информационных процессов и систем: учебное пособие / С.З. Шкундин, В.Ш. Берикашвили. – М.: Горная книга, 2012. – 475 с
  • Зиновьев, В. В. Моделирование процессов и систем : учебное пособие / В. В. Зиновьев, А. Н. Стародубов, П. И. Николаев. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2016. — 146 с.
  • Горлушкина Н.Н. Системный анализ и моделирование информационных процессов и систем. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 120 с.
  • Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
  • Цуканова О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учебное пособие – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 100 с.
Further reading
  • Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
  • Советов, Б. Я. Моделирование систем : учебник для вузов (бакалавр) / Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. - 7-е изд. - М. : Изд-во Юрайт, 2012. - 343 с.
  • Спицина И.А. Системный анализ и моделирование информационных систем : учебное пособие / И.А. Спицина, К.А. Аксенов ; М во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 118 с.
  • https://coderlessons.com/tutorials/kompiuternoe-programmirovanie/uchebnik-uml/uchebnik-uml
  • Арлоу Д., Нейштадт И. UML 2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2¬е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ Плюс, 2007. – 624 с., ил. ISBN-13: 978-5-93286-094-6