Основы информационных систем
Описание: Дисциплина рассматривает основные понятия теории систем и системного анализа, модели и классификацию систем, состав и общую структуру информационных систем; основные понятия, связанные с информацией, методы кодирования в системах передачи и обработки информации. Знакомит с объектным, структурным, процессным подходами к моделированию информационных процессов, с основными концепциями бизнес-анализа и реинжиниринга информационных процессов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Информационно-коммуникационные технологии
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов, обладающих знаниями о моделях информационных систем, организации информационных процессов, об основах передачи информации в информационных системах, и способных применять свои знания для решения задач, связанных с исследованием, разработкой и сопровождением информационных систем.
Задача
- ознакомление с составом и общей структурой информационных систем
- формирование представлений о структуре информационного процесса, о методах кодирования в системах передачи данных
- приобретение знаний и умений для построения моделей информационного процесса и решения задач организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации.
Результат обучения: знание и понимание
- демонстрировать знания по составу и структуре информационных систем, основным понятиям теории информации и кодирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- использовать современные методы системных исследований при разработке и проектировании информационных систем
- строить модель информационного процесса
- решать задачи организации оптимального сбора, хранения, передачи и обработки информации
- применять методологию объектно-ориентированного моделирования и метамодели UML при проектировании систем
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения по составу, структуре, основным компонентам информационных систем
Результат обучения: коммуникативные способности
- работать в команде, отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения по разработке информационных систем
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор необходимой информации, систематизировать и обобщать ее, использовать полученные знания при описании информационных процессов и систем.
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Лабораторная работа 4 | ||
Лабораторная работа 5 | ||
Рубежный контроль 1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 6 | 0-100 |
Лабораторная работа 7 | ||
Лабораторная работа 8 | ||
Лабораторная работа 9 | ||
Лабораторная работа 10 | ||
Рубежный контроль 2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует сиcтемные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на лабораторных занятиях | выполняет лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; без ошибок приводит решение всех заданий. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ примерами; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом; выполняет в полном объеме индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. | выполняет требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета; в выполненных заданиях присутствуют незначительные ошибки. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без использования связей с ранее изученным; допущены незначительные ошибки и недочеты, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает незначительные ошибки. | выполняет работу не полностью, но не менее 50% объема лабораторной работы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; при выполнении индивидуального задания на защиту лабораторной работы допускает ошибки. | выполняет работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов; не может выполнить индивидуальное задание на защиту лабораторной работы, выданное преподавателем. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Определение информации, формы представления информации, этапы обращения информации
- Энтропия, свойства энтропии
- Модели процесса передачи
- Передача информации в системе: источник, приемник информации; информационный канал и информационная среда
- Математические модели сигналов
- Общие понятия теории кодирования
- Помехоустойчивое кодирование
- Линейные групповые коды
- Понятие системы, свойства систем
- Кибернетический подход к ИС как системе управления
- Структура информационной системы
- Классификация информационных систем: по признаку структурированности задач, по функциональному признаку, по уровням управления, по степени автоматизации и т
- Введение в UML
- Основы структурного моделирования: классы, имена, атрибуты, операции
- Диаграммы UML: вариантов использования, классов, деятельности, последовательности
Основная литература
- Айтчанов Б.Х. , Яскевич Т.В. Основы информационных систем: Учебно-методический комплекс дисциплины. – Алматы, 2012. – 71с.
- Теория информационных процессов и систем : учебник /Ю. Ю. Громов, В. Е. Дидрих, О. Г. Иванова, В. Г. Однолько. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 172 с.
- Литвинская О.С. Основы теории передачи информации : учебное пособие / О.С. Литвинская, Н.И. Чернышёв. — М. : КНОРУС, 2017. — 168 с.
- Лебедько Е.Г. Математические основы передачи информации, ч. 5:учеб. пособие для вузов. СПб: СПбГУИТМО, 2010. 93 с.
- Буч Г., Рамбо Д., Якобсон И. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд.: Пер. с англ. Мухин Н. – М.: ДМК Пресс, 2007. – 496 с.: ил.
- Иванов Д. Ю., Новиков Ф. А. Основы моделирования на UML: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 249с.
Дополнительная литература
- Айтчанов Б.Х.,Т.В. Яскевич. Теория информации: Учеб. пособие – Алматы: КазНТУ, 2009. – 110 с.
- Прохорова, И.А. Теория систем и системный анализ: учебное пособие/И.А. Прохорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013.
- Бурцева, И.П. Рак, А.В. Селезнев, А.В. Терехов, В.Н. Чернышов. Информационные системы. Учебное пособие /- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 128 с.