Надежность информационных систем
Описание: Изучаются отказы программного и технического обеспечения ИС; определяются закономерности, которым подчиняются отказы, способы количественного измерения надёжности, разработка путей и средств повышения надежности программного обеспечения
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Математика 1
- Алгоритмы, структуры данных и программирование
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков обеспечения надежности информационных систем и их отдельных компонентов.
Задача
- Знание основных показателей надежности
- Освоение расчета показателей надежности
- Применение методов повышения надежности
Результат обучения: знание и понимание
- Демонстрировать знания основных показателей надежности ИС и методов их расчета
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- обеспечивать повышение надежности и отказоустойчивости программного обеспечения до заданного уровня
Результат обучения: формирование суждений
- формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учётом социальных, профессиональных и этических позиций
Результат обучения: коммуникативные способности
- развивать навыки межличностной и групповой коммуникации для делового взаимодействия в своей профессиональной деятельности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- осуществлять сбор, синтез и анализ необходимой информации, способствующей профессиональному и личностному развитию, повышению квалификации в области информационных технологий
Методы преподавания
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов; мозговой штурм); - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа 1 | 0-100 |
Лабораторная работа 2 | ||
Лабораторная работа 3 | ||
Рубежный тест | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 4 | 0-100 |
Лабораторная работа 5 | ||
Лабораторная работа 6 | ||
Рубежный тест | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия теории надежности
- Надежность невосстанавливаемого элемента (НВЭ)
- Надежность мгновенно восстанавливаемого элемента (МВЭ)
- Надежность систем: основные термины и определения
- Резервирование систем как метод повышения надежности
- Оценка риска технических систем
- Надёжность программного обеспечения, алгоритмическая, информационная надёжность ИС
- Показатели качества ПО, спецификация программы
- Тестирование программного обеспечения
- Математические модели надёжность комплексов программ
- Влияние человека-оператора на надежность ИС
Основная литература
- Долгин В. П. Надежность технических систем: Учебное пособие / В. П. Долгин, А. О. Харченко. – М.: Вузовский учебник; М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА- М", 2015 - 167 с.
- 1 Антонов А. В. Теория надежности. Статистические модели: Учебное пособие / А. В. Антонов, М. С. Никулин, А. М. Никулин, В. А. Чепурко. - Нальчик: ООО "Научно- издательский центр ИНФРА-М", 2015 - 528 с.
Дополнительная литература
- Основы теории надежности информационных систем: Учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. – М.: Изд. Дом "ФОРУМ"; М.: ООО "Научно- издательский центр ИНФРА-М", 2013 - 256 с http://znanium.com/go.php?id=419574