Теория вероятностей и математическая статистика

Мукашева Роза Урумкановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Теория вероятностей — это математическая наука, использующая вероятностные модели для изучения случайных явлений, отличаясь от детерминистических подходов. Математическая статистика, важная часть теории, занимается методами анализа массовых явлений, где случайность играет ключевую роль.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Математический анализ 2

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)*

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Изучение основных понятий и математических методов решения практических задач теории вероятностей и математической статистики
Задача
  • -формирование понятий о теории вероятности и математической статистике, особенностях применения в процессе решения профессиональных задач;
  • -освоение навыков формулировки математических постановок задач, нахождения подходящего метода их решения
Результат обучения: знание и понимание
  • Знает методику сбора и обработки информации; актуальные источники информации в сфере профессиональной деятельности; метод системного анализа
  • Точечную оценку параметров и определение доверительного интервала, основных методов статистической обработки
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • умеет использовать математические методы в технических приложениях, рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачи математической статистики; решать типовые расчетные задачи
  • владеет методами математического анализа и моделирования; методами решения задач анализа и расчета характеристик физических систем, основными приемами обработки экспериментальных данных, методами работы с прикладными программными продуктами
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализирует эффективность полученной модели, применяя математические методы и имеет представление о математических моделях и методах решения прикладных задач из различных областей естествознания.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способен при решении математическими методами прикладных задач в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Стремиться к профессиональному и личностному росту путем овладения приемами и навыками решения конкретных задач из разных областей дисциплины, помогающих в дальнейшем решать инженерно-производственные и научные задачи
*TeachingMethods(zh-CN)*

Информационно – коммуникационная технология;

Технология развития критического мышления;

Технология интегрированного обучения;

Традиционные технологии(лекционное, практическое занятия)

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* ИДЗ 1 "Случайные события " 0-100
Самостоятельная работа №1 по теме "Случайные события"
Текущий тест 1
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* ИДЗ 2 "Случайные величины" 0-100
Самостоятельная работа №1 по теме "Случайные события"
Текущий тест 2
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Алгебра событий. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность.
  • Элементы комбинаторики. Правила сложения и умножения в комбинатории
  • Теорема сложения вероятностей. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей.
  • Формула полной вероятности. Формула Байеса.
  • Испытания с повторениями. Формула Бернулли. Локальные и интегральные теоремы Муавр-Лапласа. Теорема Пуассона.
  • Случайные величины. Распределение вероятностей дискретных случайных величин.
  • Числовые характеристики дискретной случайной величины. Свойства. Биномиальное распределение. Распределение Пуассона.
  • Плотность распределения непрерывных случайных величин. Характеристики непрерывных случайных величин.
  • Равномерное, нормальное, показательное распределение непрерывных случайных величин и их числовые характеристики. Закон распределения двух систем случайных величин и их числовые характеристики.
  • Начальные и центральные теоретические моменты случайных величин. Закон больших чисел. Неравенство Чебышева. Теорема Чебышева. Теорема Бернулли.
  • Многомерные случайные величины. Математическое ожидание, дисперсия многомерных случайных величин. Основные свойства. Ковариация, коэффициент корреляции, свойства
  • Элементы математической статистики. Генеральные и выборочные. Методы выборки. Статистические распределения выбора. Полигон и гистограмма. Генеральная дисперсия. Выборочная дисперсия. Точечные оценки распределения.
  • Интервальные оценки. Доверительный интервал. Доверительные интервалы для математического ожидания, дисперсии, нормального распределения среднеквадратических отклонений.
  • Критерии и применение его для различных предполагаемых проверок.
  • Определение параметров линейной и нелинейной регрессии методом наименьших квадратов.
Основная литература
  • Севастьянов Б. А. Курс теории вероятностей и математической статистики. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019
  • Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2008.
  • Горбиков С.П., Филатов Л.В. Лекции по теории вероятностей и математической статистике. [Текст]: учебное пособие для вузов./ Горбиков С.П., Филатов Л.В.; Нижегор. Гос. Архитектур.- строит. ун-т – Н.Новгород: ННГАСУ, 2011
  • Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Физматгиз, 2002.
  • Гмурман В.Е. Введение в теорию вероятностей и математическую статистику. – М.: Высшая школа, 2008.
  • Письменный Д.Т. Конспект лекций по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  • Кибзун А.И. и др. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами. – М.: Физматлит, 2002.
  • Тыныбекова С.Д., Рахметуллина Ж.Т., Конырханова А.А.Теория вероятностей и математическая статистика в вопросах и задачах. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011.
  • Рябушко А.П., Бархатов В.В. и др. Индивидуальные задания по высшей математике. – Минск: Высшая школа, 2009. – Т. 4.