Теоретико-числовые методы в криптографии
Описание: Дисциплина является одной из основной профилирующей составляющей в подготовке специалистов в области защиты информации. В рамках дисциплины рассматриваются вопросы о теоретико-числовых принципах построения криптографических систем с симметричным и асимметричным ключом, математических методах расчета надежности, устойчивости криптографических систем, методах построения математических моделей защищаемой информации, шифров, криптографических систем и криптографических протоколов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Дискретная математика
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- изучение математических основ криптографии, математических методов построения криптографических систем, шифров и протоколов и методы расчета их надежности (криптостойкости).
Задача
- четкое осознание необходимости и важности математической подготовки для конкурентоспособного специалиста;
- ознакомление с основами классической и современной теории чисел, имеющими практические приложения к решению некоторых задачах профессиональной сферы;
- ознакомление обучающихся с математическими методами расчета надежности криптографических систем.
Результат обучения: знание и понимание
- основные свойства сравнений по модулю, алгоритмы проверки чисел на простоту и построения больших простых чисел; построение конечных полей; основные свойства групп и колец
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- применение расширенного алгоритма Евклида для быстрого нахождения НОД (целых чисел и многочленов) и обратных элементов в кольцах вычетов; решение линейных сравнений и уравнений в поле Галуа и в группе подстановок; определение разрешимости квадратичных сравнений
Результат обучения: формирование суждений
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на языке обучения, грамотно применяя термины дисциплины
Результат обучения: коммуникативные способности
- готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- иметь навыки применения и разработки эффективных алгоритмов для решения прикладных задач; быть готовыми к применению в профессиональной деятельности работе математических методов и средств
Методы преподавания
- лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
Теоретический опрос | ||
Промежуточный контроль | ||
2 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
Теоретический опрос | ||
Промежуточный контроль | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Криптография
- Наибольший общий делитель
- Простые и составные числа
- Критерий взаимной простоты
- Сравнимость целых чисел по модулю данного натурального числа
- Кольцо вычетов по модулю данного числа
- Малая теорема Ферма и её следствие
- Группа подстановок
- Неприводимые многочлены над полем вычетов по модулю простого числа
- Сравнения первого порядка и системы сравнений
- Сравнения высших порядков
- Символы Лежандра и Якоби
- Псевдослучайные последовательности над конечным полем, их применение в криптографии
- Факторизация чисел
- Числа Кармайкла
Основная литература
- И.М. Виноградов Основы теории чисел. – М.: Наука, 2021. – 402 с.
- А.А. Бухштаб. Теория чисел. — С.-Пб. Лань, 2020, 384 с.
- Н. Н. Осипов. Теория чисел. — Красноярск: Изд. Сибирского федерального университета, 2008 г. 117 с.
- В.М. Фомичев. Дискретная математика и криптология. – М.: Диалог МИФИ, 2003. – 400 с.
- В.А. Романьков Введение в криптографию. Курс лекций. – М.: Форум, 2012. - 240 с.
- О.Н. Жданов, К.К. Елемесов. Сборник задач по криптографическим методам защиты информации: Учеб. пособие. – Алматы: КазНТУ имени К. И. Сатпаева, 2014. – 73 с.
- Е.Г. Кукина, В.А. Романьков Введение в криптографию. Сборник задач и упражнений. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2013.
- Қ.Ә. Əбдіқалықов. Криптографияның негіздері: Оқулық. Алматы. 2012 ж. - 184 бет
- ОРАЗБАЕВ Б. М. Сандар теориясы. Алматы. "Мектеп" 1979. - 393 бет
Дополнительная литература
- В.И. Нечаев. Элементы криптографии, основы теории защиты информации, – М.: Высшая школа, 1999. –172 с.
- Гашков С.Б., Чубариков В.Н. Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений. – М.: Высшая школа. – 320 с.
- А.В. Рожков, О.В. Ниссенбаум. Теоретико-числовые методы в криптографии: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.
- Панкратова И.А. Теоретико-числовые методы криптографии: Учебное пособие. -Томск: Томский государственный университет, 2009. - 120 с.
- Рябко Б.Я., Фионов А.Н. Криптографические методы защиты информации: - М. Горячая линия -Телеком,р 2005.- 229с.