Теоретико-числовые методы в криптографии

Латкин Иван Васильевич

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина является одной из основной профилирующей составляющей в подготовке специалистов в области защиты информации. В рамках дисциплины рассматриваются вопросы о теоретико-числовых принципах построения криптографических систем с симметричным и асимметричным ключом, математических методах расчета надежности, устойчивости криптографических систем, методах построения математических моделей защищаемой информации, шифров, криптографических систем и криптографических протоколов.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Дискретная математика

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • изучение математических основ криптографии, математических методов построения криптографических систем, шифров и протоколов и методы расчета их надежности (криптостойкости).
Задача
  • четкое осознание необходимости и важности математической подготовки для конкурентоспособного специалиста;
  • ознакомление с основами классической и современной теории чисел, имеющими практические приложения к решению некоторых задачах профессиональной сферы;
  • ознакомление обучающихся с математическими методами расчета надежности криптографических систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • основные свойства сравнений по модулю, алгоритмы проверки чисел на простоту и построения больших простых чисел; построение конечных полей; основные свойства групп и колец
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применение расширенного алгоритма Евклида для быстрого нахождения НОД (целых чисел и многочленов) и обратных элементов в кольцах вычетов; решение линейных сравнений и уравнений в поле Галуа и в группе подстановок; определение разрешимости квадратичных сравнений
Результат обучения: формирование суждений
  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на языке обучения, грамотно применяя термины дисциплины
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • иметь навыки применения и разработки эффективных алгоритмов для решения прикладных задач; быть готовыми к применению в профессиональной деятельности работе математических методов и средств
Методы преподавания

- лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный опрос 0-100
ИДЗ
Теоретический опрос
Промежуточный контроль
2  рейтинг Устный опрос 0-100
ИДЗ
Теоретический опрос
Промежуточный контроль
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Криптография
  • Наибольший общий делитель
  • Простые и составные числа
  • Критерий взаимной простоты
  • Сравнимость целых чисел по модулю данного натурального числа
  • Кольцо вычетов по модулю данного числа
  • Малая теорема Ферма и её следствие
  • Группа подстановок
  • Неприводимые многочлены над полем вычетов по модулю простого числа
  • Сравнения первого порядка и системы сравнений
  • Сравнения высших порядков
  • Символы Лежандра и Якоби
  • Псевдослучайные последовательности над конечным полем, их применение в криптографии
  • Факторизация чисел
  • Числа Кармайкла
Основная литература
  • И.М. Виноградов Основы теории чисел. – М.: Наука, 2021. – 402 с.
  • А.А. Бухштаб. Теория чисел. — С.-Пб. Лань, 2020, 384 с.
  • Н. Н. Осипов. Теория чисел. — Красноярск: Изд. Сибирского федерального университета, 2008 г. 117 с.
  • В.М. Фомичев. Дискретная математика и криптология. – М.: Диалог МИФИ, 2003. – 400 с.
  • В.А. Романьков Введение в криптографию. Курс лекций. – М.: Форум, 2012. - 240 с.
  • О.Н. Жданов, К.К. Елемесов. Сборник задач по криптографическим методам защиты информации: Учеб. пособие. – Алматы: КазНТУ имени К. И. Сатпаева, 2014. – 73 с.
  • Е.Г. Кукина, В.А. Романьков Введение в криптографию. Сборник задач и упражнений. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2013.
  • Қ.Ә. Əбдіқалықов. Криптографияның негіздері: Оқулық. Алматы. 2012 ж. - 184 бет
  • ОРАЗБАЕВ Б. М. Сандар теориясы. Алматы. "Мектеп" 1979. - 393 бет
Дополнительная литература
  • В.И. Нечаев. Элементы криптографии, основы теории защиты информации, – М.: Высшая школа, 1999. –172 с.
  • Гашков С.Б., Чубариков В.Н. Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений. – М.: Высшая школа. – 320 с.
  • А.В. Рожков, О.В. Ниссенбаум. Теоретико-числовые методы в криптографии: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.
  • Панкратова И.А. Теоретико-числовые методы криптографии: Учебное пособие. -Томск: Томский государственный университет, 2009. - 120 с.
  • Рябко Б.Я., Фионов А.Н. Криптографические методы защиты информации: - М. Горячая линия -Телеком,р 2005.- 229с.