Теория принятия решений

Бакланова Ольга Евгеньевна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс является одним из основных дисциплин и охватывает изучение задач математического программирование, решение задач нелинейного программирования, нечеткие числа и множества, операции над ними. Более подробно рассматриваются основные понятия и определения теории игр и методы решения матричных игр, математический аппарат теории массового обслуживания для приложения вероятностно-статистических методов описания неопределенностей.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Информационно-коммуникационные технологии

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение прикладных разделов математики, применение ко-торых позволит совершенствовать технологические решения по обеспечению информа-ционной безопасности автоматизированных систем.
Задача
  • получение представления о роли методов принятия решений в современных прикладных науках и о связи дисциплины со специальными разделами;
  • овладение практическими вычислительными навыками решения прикладных задач принятия решений в различных условиях;
  • приобретение навыков самостоятельно пополнять знания в области методов принятия решений;
  • формирование умения анализировать поставленную задачу и выбрать пути её решения, а так же оптимизировать используемые вычислительные алгоритмы;
  • углубление навыков практического программирования
Результат обучения: знание и понимание
  • обладание способностью использовать современные компьютерные технологии поиска информации для решения поставленной задачи, критического анализа этой информации и обоснования принятых идей и подходов к решению
  • знание основных методов математического программирования
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владение системным подходом, математическими, статистическими и эвристическими методами в процессе принятия решений.
  • умение использовать математические модели принятия решений.
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать и использовать на практике методы обработки, анализа и синтеза результатов.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Умение работать в команде в процессе решения практических задач, высказывать и корректно отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь пользоваться современными компьютерными технологиями при поиске, обосновании и принятии оптимальных решений на практике;
  • уметь организовать рабочие места, работу малых коллективов и контроль качества при разработке систем
  • стремиться к профессиональному и личностному росту путем овладения приемами и навыками решения конкретных задач из разных областей дисциплины, помогающих в дальнейшем решать инженерно-производственные и научные задачи
Методы преподавания

Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Информационно-коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическое задание 1 0-100
Практическое задание 2
Практическое задание 3
РК 1
2  рейтинг Практическое задание 4 0-100
Практическое задание 5
Практическое задание 6
РК 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Постановка задачи математического программиро-вания
  • Задача линейного программирования
  • Задачи нелинейного программирования
  • Методы нелинейного программирования при наличии ограничений
  • Нечеткие множества и числа
  • Операции над нечеткими числами и нечеткими бинарными отношениями
  • Нечеткие булевы переменные
  • Основные понятия и определения в теории игр
  • Простейшие игры, стратегии игроков
  • Многошаговые процессы принятия решений
  • Принятие решений в кооперативных играх
  • Математический аппарат теории массового обслуживания
  • Системы массового обслуживания (СМО) Основные понятия и определения в СМО: требования, входящий поток требований, время обслуживания
  • Анализ систем массового обслуживания
  • Сети массового обслуживания
Основная литература
  • Глобальная культура кибербезопасности : , Москва: Горячая линия -Телеком, 2018
  • Основы политики безопасности критических систем информационной инфраструктуры. Курс лекций. : учеб. пособие для вузов., Москва: Горячая линия -Телеком, 2018
  • Черняк В.З. Методы принятия управленческих решений : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. З. Черняк, И. В. Довдиенко. - М.: ИЦ "Академия", 2013. - 240 с. - (Бакалавриат). - Список лит.: с. 232.
Дополнительная литература
  • Орлов А.И. Теория принятия решений [Электронный ресурс]: Учебное пособие /. - М.: Изд-во «Март», 2004. -656с. // ЭБС ЕДИНОЕ ОКНО- http://www.window.edu.ru/resource/907/65907 (дата обращения: 21.08.2015).- Режим доступа: свободный
  • Зуб А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2014. – 400 с. : ил.- (Высшее образование). // ЭБС Znanium.com. – URL: http://www. znanium.com/ (дата обращения: 17.08.2015).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю.