Социология
Beschreibung: Социология изучает общественные настроения, мотивы поведения различных групп или личностей, анализирует социальную систему, социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем «социальной жизнью». Для изучения социальной жизни используется различный инструментарий.
Betrag der Credits: 2
Пререквизиты:
- Человек. Общество. Право. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 15 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 15 |
Endkontrollformular | диф.зачёт |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Целью курса «Социология» является формирование у студентов научных знаний о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, сформировать у студентов обобщенное представление об основных методах сбора социологической информации и навыки применения этих знаний на практике; формирование представлений о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, сформировать умения анализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности; сформировать способность работы в коллективе.
Задача
- - Дать представление о социологическом подходе к пониманию общества, возникновения социальных общностей и социальных групп, о видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений; - Формировать научное мировоззрение. - Дать представление о методологии и методике проведения прикладного социологического исследования, привить студентам навыки практического использования теоретических знаний по социологии. - Помочь студенту в формировании системы социальных связей и отношений, в становлении мировоззрения.
Результат обучения: знание и понимание
- Обучение: знает основные понятия социологии, понимает причины формирования социальной структуры и системы стратификации, знает законы социального взаимодействия и развития, имеет представление о социологических исследованиях.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- умеет применить полученные знания об основных методах сбора социологической информации, имеет навык публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии. Информация: владеет методикой анализа и оценки полученной информации. Компьютерные технологии: использует современные информационные образовательные технологии в работе и саморазвитии.
Результат обучения: формирование суждений
- Умеет оценивать социокультурные условия осуществления повседневной, профессиональной, общественной деятельности. Может сопоставлять факты, формулировать выводы, строить собственную аргументацию, выражать и обосновывать свою позицию, умеет взаимодействовать с представителями разных гендеров, этносов и конфессий в соответствии с нормами этики и права.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Сформированы навыки публичного выступления, ведения дискуссии. умеет работать в группе, знает, как организовать работу малой группы, участвуют в общественной жизни.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - имеет навык самостоятельной работы с текстами, сайтами, поисковыми системами. - развит интерес к самообразованию.
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | конспект лекций и срс | 0-100 |
работа на семинаре | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
2 Bewertung | конспект лекций и срс | 0-100 |
работа на семинаре | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
Endkontrolle | диф.зачёт | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
устный опрос | Дан полный развернутый ответ на вопросы, с применением анализа и сопоставления материала. | Дан полный развернутый ответ, но не применен анализ и сопоставление материала, дан не полный ответ | Ответы не полные, допущены логические ошибки | Ответы не верны, логические ошибки, задания не выполнены |
контрольная работа, диктант по терминам | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы навыки критического мышления. Термины изложены корректно. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены неточности, не изменяющие смысл задания; задание выполнено, однако допущена незначительная теоретическая ошибка; нет анализа проблемы, материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Даны правильные, полные ответы не на все вопросы. Даны ответы не на все определения. (70-89%) | Ответы на теоретические вопросы правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках, нет анализа проблемы; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Даны ответы не на все определения. (50-69%) | Ответы на вопросы содержат грубые ошибки или выполнены менее, чем наполовину; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены терминологические, логические, смысловые ошибки, нарушена логика изложения материала. Даны ответы не на все определения. (0-49%) |
коллоквиум | 90-100 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной и групповой работы. | Работа содержит 70-89 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной и групповой работы. | Работа содержит 50-69 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной или групповой работы | 00-49 %правильных ответов на вопросы. Нет навыков индивидуальной или групповой работы |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет и метод социологии
- Основные этапы становления и развития социологии.
- Методология, методика и организация проведения социологического исследования.
- Общество как система. Социальные группы и общности. Социальное взаимодействие.
- Социологические концепции личности. Процессы социализации. Девиация, делинквенция и социальный контроль.
- Социальная структура общества. Социальная стратификация и мобильность.
- Социальные институты и организации.
- Культура в общественной системе. Социология религии.
- Социология конфликта. Социальные конфликты
- Экономическая социология и экономическое поведение.
- Социология образования. Образование и социальное неравенство
- Социология массовых коммуникаций. Масс-медиа, технологии и общество.
- Социология семьи. Семья и современность
- Социальные изменения: понятие, теории, факторы. Урбанизация, глобализация. Эволюционный и революционный пути развития.
- Современные теории социальных изменений. Эволюционная, циклическая, конфликтная, позитивисткая, прогрессистская, и др., возникновение постмодернистской социальной теории.
Основная литература
- 1.Гридина В.В. Социология: методология, методы и техника проведения теоретико-прикладного исследования : учебно-методическое пособие / Гридина В.В.. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. — 95 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105071.html 2.Пирогов, С. В. Основы социологии : учебное пособие / С. В. Пирогов ; под редакцией В. В. Кашпура. — Томск : Издательство Томского государственного университета, 2022. — 232 c. — ISBN 978-5-907572-11-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125536.htm 3.Кравченко, А. И. Социология города: теория и методология : учебное пособие / А. И. Кравченко. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 509 c. — ISBN 978-5-4497-1773-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123282.html
Дополнительная литература
- 1. Габдуллина К., Раисов Е., 2019 с. Алматы, МРКЕ88, 2019. http://library.atu.kz/files/45294.pdf 2. Кравченко Альберт Иванович Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2020. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/01.php 3. Ядов Владимир Александрович Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / Москва: ОМЕГА-Л, 2020. http://socialorthodox.info/materials/5_3_Jadov_v_a_sociologicheskoe_issledovanie_metodologija_programma_metody.pdf 4. Забирова А.Т., Астана, 2004, 145с. ISBN 9965-718-48-2, Macionis J. Society: The Basics. Pearson, 2016. https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/data/4264/sociologiya.pdf?sequence=1 5. Социология. Основы общей теории: учебник / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 с. 6. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 7. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com