Социология

Аубакирова Жанна Сакеновна

Портфолио преподавателя

Описание: Социология изучает общественные настроения, мотивы поведения различных групп или личностей, анализирует социальную систему, социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем «социальной жизнью». Для изучения социальной жизни используется различный инструментарий.

Количество кредитов: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 15
Форма итогового контроля диф.зачёт
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Обязательный компонент

Цикл: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Целью курса «Социология» является формирование у студентов научных знаний о специфике функционирования законов социального взаимодействия и развития, особенностях социальных институтов, социальной структуры и социальных отношений, сформировать у студентов обобщенное представление об основных методах сбора социологической информации и навыки применения этих знаний на практике; формирование представлений о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, сформировать умения анализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности; сформировать способность работы в коллективе.
Задача
  • - Дать представление о социологическом подходе к пониманию общества, возникновения социальных общностей и социальных групп, о видах и направлениях социальных процессов и социальных изменений; - Формировать научное мировоззрение. - Дать представление о методологии и методике проведения прикладного социологического исследования, привить студентам навыки практического использования теоретических знаний по социологии. - Помочь студенту в формировании системы социальных связей и отношений, в становлении мировоззрения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучение: знает основные понятия социологии, понимает причины формирования социальной структуры и системы стратификации, знает законы социального взаимодействия и развития, имеет представление о социологических исследованиях.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • умеет применить полученные знания об основных методах сбора социологической информации, имеет навык публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии. Информация: владеет методикой анализа и оценки полученной информации. Компьютерные технологии: использует современные информационные образовательные технологии в работе и саморазвитии.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умеет оценивать социокультурные условия осуществления повседневной, профессиональной, общественной деятельности. Может сопоставлять факты, формулировать выводы, строить собственную аргументацию, выражать и обосновывать свою позицию, умеет взаимодействовать с представителями разных гендеров, этносов и конфессий в соответствии с нормами этики и права.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Сформированы навыки публичного выступления, ведения дискуссии. умеет работать в группе, знает, как организовать работу малой группы, участвуют в общественной жизни.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - имеет навык самостоятельной работы с текстами, сайтами, поисковыми системами. - развит интерес к самообразованию.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг конспект лекций и срс 0-100
работа на семинаре
Коллоквиум и контрольная работа
2  рейтинг конспект лекций и срс 0-100
работа на семинаре
Коллоквиум и контрольная работа
Итоговый контроль диф.зачёт 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
устный опрос Дан полный развернутый ответ на вопросы, с применением анализа и сопоставления материала. Дан полный развернутый ответ, но не применен анализ и сопоставление материала, дан не полный ответ Ответы не полные, допущены логические ошибки Ответы не верны, логические ошибки, задания не выполнены
контрольная работа, диктант по терминам Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы навыки критического мышления. Термины изложены корректно. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены неточности, не изменяющие смысл задания; задание выполнено, однако допущена незначительная теоретическая ошибка; нет анализа проблемы, материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Даны правильные, полные ответы не на все вопросы. Даны ответы не на все определения. (70-89%) Ответы на теоретические вопросы правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках, нет анализа проблемы; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Даны ответы не на все определения. (50-69%) Ответы на вопросы содержат грубые ошибки или выполнены менее, чем наполовину; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены терминологические, логические, смысловые ошибки, нарушена логика изложения материала. Даны ответы не на все определения. (0-49%)
коллоквиум 90-100 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной и групповой работы. Работа содержит 70-89 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной и групповой работы. Работа содержит 50-69 %правильных ответов на вопросы. Продемонстрированы навыки индивидуальной или групповой работы 00-49 %правильных ответов на вопросы. Нет навыков индивидуальной или групповой работы
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет и метод социологии
  • Основные этапы становления и развития социологии
  • Методология, методика и организация проведения социологического исследования
  • Общество как система
  • Социологические концепции личности
  • Социальная структура общества
  • Социальные институты и организации
  • Культура в общественной системе
  • Социология конфликта
  • Экономическая социология и экономическое поведение
  • Социология образования
  • Социология массовых коммуникаций
  • Социология семьи
  • Социальные изменения: понятие, теории, факторы
  • Современные теории социальных изменений
Основная литература
  • 1.Гридина В.В. Социология: методология, методы и техника проведения теоретико-прикладного исследования : учебно-методическое пособие / Гридина В.В.. — Самара : Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. — 95 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105071.html 2.Пирогов, С. В. Основы социологии : учебное пособие / С. В. Пирогов ; под редакцией В. В. Кашпура. — Томск : Издательство Томского государственного университета, 2022. — 232 c. — ISBN 978-5-907572-11-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/125536.htm 3.Кравченко, А. И. Социология города: теория и методология : учебное пособие / А. И. Кравченко. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 509 c. — ISBN 978-5-4497-1773-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/123282.html
Дополнительная литература
  • 1. Габдуллина К., Раисов Е., 2019 с. Алматы, МРКЕ88, 2019. http://library.atu.kz/files/45294.pdf 2. Кравченко Альберт Иванович Социология: учебник / А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2020. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/01.php 3. Ядов Владимир Александрович Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебное пособие / Москва: ОМЕГА-Л, 2020. http://socialorthodox.info/materials/5_3_Jadov_v_a_sociologicheskoe_issledovanie_metodologija_programma_metody.pdf 4. Забирова А.Т., Астана, 2004, 145с. ISBN 9965-718-48-2, Macionis J. Society: The Basics. Pearson, 2016. https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/data/4264/sociologiya.pdf?sequence=1 5. Социология. Основы общей теории: учебник / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 с. 6. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 7. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com