Водоподготовка и водоотведение
Описание: Дисциплина позволит научить студентов современным технологическим методам водоподготовки и очистки воды в теплоэнергетических центрах, расчету и подбору основного оборудования водоочистных сооружений теплоэлектростанций в зависимости от ее качества и объекта водопотребления.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Техническая термодинамика (ТТУ)
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Технический прогресс в значительной мере способствовал развитию такой специфической отрасли химической технологии. Большинство технологических процессов обработки вод различных типов, в том числе и сточных, не являются новыми, известны сравнительно давно, но постоянно совершенствуются.
Задача
- Задачей изучения дисциплины является: освоение водных балансов на ТЭЦ и котельных различного типа; физико-химических свойств и составных вод; физико-химических свойств коллоидных растворов, на которых базируется различные способы очистки сырой воды, конденсата и сточных вод; физико-химических свойств ионного обмена, термохимического умягчения, мембранных способов; конструктивных и технологических характеристик водоприготовительной аппаратуры; способов обработки воды для подпитки тепловых сетей и охлаждающей воды теплообменных аппаратов. Водоотведение от производства.
Результат обучения: знание и понимание
- Студенты способны анализировать эксплуатационные данные и характеристики основного и вспомогательного оборудования для выбора схемы водоподготовительной установки и системы химико-технологического мониторинга качества теплоносителя
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Владеют основными методами анализа технологических показателей водоподготовительной установки; основными методами поддержания и корректировки водно-химического режима.
Результат обучения: формирование суждений
- Владеть: - методами подготовки воды на ТЭС; - способностью к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда; - способностью использовать знания фундаментальных разделов естественнонаучного и профессионального циклов дисциплин для понимания физической сущности процессов, протекающих в объектах основного и вспомогательного оборудования тепловых электростанций.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки практического применеия полученных знании, использование методов анализа систем электроснабжения, применеия современных вычислительных средств проектирования.
Методы преподавания
1. В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическая работа №1 - Качество природных вод. Применение воды в теплоэнергетике . Определение биологических показателей качества воды . | 0-100 |
Практическая работа №2 - Определение жесткости воды. Основные методы определения жесткости воды. | ||
Практическая работа №3 - Определение щелочности воды. Основные методы определения щелочности воды. | ||
Практическая работа №4 - Коагуляция воды. Основные методы определения коагуляции воды. | ||
Практическая работа №5 - Фильтрование воды. Основные методы определения фильтрование воды. | ||
СРС №1 Правила отбора, транспортировки и хранения проб. Методы определения показателей качества воды | ||
СРС №2 Карбонаты, гидрокарбонаты, карбонатная жесткость и щелочность | ||
Устный опрос | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 рейтинг | Практическая работа №6 - Процессы умягчения воды по методу осаждения и расход реагентов. Методы известкование. | 0-100 |
Практическая работа №7 - Процессы умягчения, работа катионитного фильтра и расход реагентов. Пример решения задачи | ||
Практическая работа №8 - Обессоливание воды. Методы и схемы включения испарительных и паропреобразовательных установок. | ||
Практическая работа №9 - Методы обработки воды и конденсата на промышленных предприятиях. Технологические схемы очистки воды и конденсата в ФСД | ||
Практическая работа №10 - Методы обработки сточных вод. Применение окислителей для борьбы с биологическим обрастанием теплообменников и обеззараживания воды. | ||
СРС №3 - Определение содержания сульфатов и хлоридов в воде | ||
СРС №4 - Определение содержания металлов | ||
Устный опрос | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Вода и ее роль в развитии современно промышленности
- Использование воды на ТЭС
- Использование воды в теплоэнергетике
- Предварительная обработка воды
- Термическое обессоливание воды
- Безреагентные методы обработки воды Обработка воды методом ионного обмена
- Обессоливание и опреснение воды
- Стабилизационная обработка воды
- Состав и свойства производственных сточных вод
- Системы и схемы водоотведения сточных вод промышленных предприятий
- Классификация методов очистки промышленных сточных вод
- Классификация методов очистки промышленных сточных вод
- Процеживание; отстаивания; очистка в центробежном поле сил (гидроциклоны, центрифуги, сепараторы)
- Классификация физико-химических методов очистки промышленных сточных вод
- Экстракция, сорбция, нейтрализация ПСВ
Основная литература
- А.С. Копылов, В.М. Лавыгин, В.Ф. Очков «Водоподготовка в энергетике». – М.: Издательство МЭИ, 2016, - 309c.
- Л.Р. Гайнуллина, Н.Д. Чичирова «Водоподготовка на тепловых электрических станциях: учебное пособие». – Казань, Изд-во КГЭУ, 2018, -117с.
- Н.Д. Чичирова, С.М. Власов «Баромембранные технологии в энергетики».– Казань, Изд-во КГЭУ, 2011, - 271с.
Дополнительная литература
- Гурвич С.М., Шапкин И.Ф. Справочник по обработке воды для промышленных котельных низкого давления. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1950. 80 с.
- Воронов В.Н., Петрова Т.И. Под ред. Пильщикова А.П. Водно-химические режимы ТЭС и АЭС. М.: Издательский дом МЭИ, 2009. – 240 с.