Ремонт и эксплуатация теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей
Описание: Дисциплина рассматривает вопросы в области ремонта и эксплуатации теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей, энергетических блоков и систем, формирует знания по монтажу, наладке и ремонту оборудования, а также дает возможность изучить конструкцию и создавать новое и серийное энергооборудование
Количество кредитов: 5
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- 1. Дать будущим специалистам знания, позволяющие с научной обоснованностью и технико-экономической целесообразностью назначать оптимальные межремонтные периоды энергооборудования и совершенствовать систему технологическою обслуживания и ремонт; 2. Приобретение студентами знаний и навыков, необходимых для свободной ориентации в практике эксплуатации основного оборудования ТЭС.
Задача
- В результате изучения данной дисциплины студенты должны: иметь представление о: условиях работы основных элементов паровых котлов, паровых и газовых турбин в процессе эксплуатации; структуре управления работой основного оборудования ТЭС; основных данных по надежности и причинах ее снижения в процессе эксплуатации энергооборудования ТЭС; знать: основы теории ремонта, эксплуатации оборудования ТЭС; режимы работы котельных агрегатов, паровых и газовых турбин; порядок пуска и остановка котельных установок и процессы, влияющие на рациональное ведение пуско-остановочных режимов; основы организации и управления процессом эксплуатации, обеспечивающим безаварийный режим работы котельной установки и вспомогательного оборудования на заданной производительности с минимальными потерями; основы теории теплообмена в турбомашинах при переходных режимах их работы; пусковые схемы турбомашин; технология пусков, остановов и обслуживания турбомашин и их вспомогательного оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
- Иметь представление о современных методах, позволяющих реализовать эффективные и экономичные технологии, обеспечивающие высокие показатели надежности; об основных технико-экономических проблемах и перспективах развития теории надежности теплоэнергетического оборудования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Иметь представление о методах прогнозирования надежности и ресурса тепловых установок с учетом особенностей работы теплоэнергетического оборудования; основные объекты, явления и процессы, связанные с надежностью теплоэнергооборудования.
Результат обучения: формирование суждений
- Иметь представление о современных методах, позволяющих реализовать эффективные и экономичные технологии, обеспечивающие высокие показатели надежности; об основных технико-экономических проблемах и перспективах развития теории надежности теплоэнергетического оборудования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Использовать ме¬тоды теории надежности в практических задачах расчета и исследования на¬дежностных структурных схем ТЭС. Иметь опыт расчета основных надежностных показателей конденсаци-онных и теплофикационных энергоблоков, резервирования при обеспечении надежности энергоснабжения потребителей электрической и тепловой энер-гии.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- уметь анализировать техническое состояние основного оборудования ТЭС; оценивать экономичность и надежность работы основного оборудования ТЭС; эксплуатировать тепловые машины и агрегаты; приобрести навыки составления технологических процессов на ремонт и монтаж теплоэнергетического оборудования.
Методы преподавания
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий
информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическая работа № 1 "Ремонт вспомогательного оборудования турбинного отделения ТЭС" | 0-100 |
Практическая работа №2 "Ремонт насосов" | ||
практическая работа № 3 "Тепловой расчет регенеративных и сетевых подогревателях" | ||
СРС №1 "Эксплуатация вспомогательного оборудования ТЭС" | ||
СРС №2 "Рабочие диапазоны нагрузки котельных агрегатов ТЭС" | ||
СРС №3 "Включение котла в магистраль и переход на основной вид топлива" | ||
Рубежный контроль № 1 | ||
2 рейтинг | Практическая работа №4 "Методика расчета деаэратора" | 0-100 |
Практическая работа №5 "Ремонт тягодутьевых машин" | ||
Практическая работа №6 "Ремонт механические золоуловители" | ||
Практическая работа №7 "Выбор числа и типа дымовых труб" | ||
СРС №4 "Пусковая схема прямоточного котла. Особенности пуска" | ||
СРС №5 "Останов и расхолаживание котельной установки" | ||
СРС №6 "Загрязнения, эрозия и коррозия конвективных поверхностей нагрева" | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Работа на практических занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. | Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
Собеседование по контрольным вопросам | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение
- Основные эксплуатационные показатели
- Организационная структура энергетического хозяйства предприятия
- Эксплуатационный персонал
- Требования к персоналу, его обучение и подготовка
- Производственно-техническая документация
- Техническое обслуживание и ремонт оборудования
- Виды ремонтов и их планирование
- Особенности эксплуатации теплоэнергетических и теплоиспользующих установок
- Эксплуатация топливного хозяйства
- Эксплуатация паровых и водогрейных котлов
- Эксплуатация теплоиспользующих установок
- Эксплуатация трубопроводов промышленных предприятий
- Эксплуатация турбинных установок
- Техобслуживание оборудования тепловых сетей
Основная литература
- Эксплуатация теплоэнергетических установок и систем - Паскарь Б.Л. 2004г.
- Паули В. К., Жуков Ю. И., Сысоев И. Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2013. – 224 с.
- Буров В.Д., Дорохов Е.В., Елизаров Д.П. Тепловые электрические станции: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.:Изд-во МЭИ, 2009. – 466 с.
- Котельные установки и их эксплуатация - Соколов Б.А. 2007г.
- Исаев В.Л., Драганова М.А. Монтаж и эксплуатация оборудования ТЭС в аварийных режимах. Учебное пособие. - Караганда: КарТУ, 2020.
Дополнительная литература
- А.Д. Качан “Режимы работы и эксплуатации ТЭС”, 2008 г.
- С.В. Усов, С.А. Казаров “Режимы работы тепловых электростанций”, 2005 г.
- В.И. Доброхотов, Г.В. Жгулёв “Эксплуатация энергетических блоков ТЭС”, 2007 г.
- “Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей”, 2004 г.