Адам бол

Джаксылыков Амантай Фрунзевич

Портфолио преподавателя

Описание: Курс изучает морально-нравственную концепцию Абая Кунанбаева, социально-политические, культурные и научные факторы с эпохи раннего средневековья до XIX в., повлиявшие на формирование нравственных и этических взглядов философа. Курс рассматривает эволюцию морально-нравственного учения, актуальность философского и поэтического наследия Абая, необходимость формирования современной культуры на основе учения великого мыслителя о справедливости, гуманизме и моральной надежности человека.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Культурология

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен в форме защиты проекта

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Целью курса «Адам бол» является формирование у обучающихся всесторонних знаний о морально-нравственной концепции Абая Кунанбаева "Адам бол".
Задача
  • систематизация знаний о событиях эпохи Абая и формировании его мировоззрения; развитие научно-исследовательских способностей и формирование интеллектуального и творческого потенциала у студентов на основе изучения наследии Абая; создание идеологической и духовной основы для консолидации казахстанского общества через произведение Абая «Слова назидания»; раскрытие принципов, определяющих уникальное и значимое место и роль Абая в контексте всемирной и отечественной истории; воспитание нравственной позиции личности по отношению к актуальным проблемам эпохи Абая и современного глобального общества.
Результат обучения: знание и понимание
  • соотносить явления и события эпохи Абая с общей парадигмой всемирно-исторического развития человеческого общества посредством критического анализа
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение знаний и понятий на практике
Результат обучения: формирование суждений
  • овладеть приемами описания и анализа произведений Абая
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать знание основных периодов становления личности и просветителя Абая
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • анализировать особенности и значение казахской культуры рубежа ХІХ-ХХ веков и современности
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
2  рейтинг Семинарские занятия 0-100
Самостоятельная работа
рубежное тестирование
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
письменный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
устный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
тестирование Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Социально-экономическая и политико-правовая ситуация в Казахстане в период становления личности Абая
  • Историчность казахского сознания и произведений Абая
  • Влияние средневековых мыслителей на мировозрение Абая
  • Любовь к человеку и человечеству как идейно- нравственная основа суфизма
  • Деятельность казахских жырау как развитие идей средневековых мыслителей Средней Азии и Казахстана
  • Влияние русской интеллигенции на формирование мировозрения Абая
  • Судебная и законотворческая деятельность Абая
  • Исследовательская деятельность Абая Кунанбаева в Семипалатинском областном статистическом комитете
  • Эпоха Просвещения – закономерный этап в эволюции общественного сознания народов мира накануне активного формирования индустриального общества
  • Гуманизм и просветительство – основные принципы нравственной концепции Абая «Адам бол»
  • Абай как идеолог национально-освободительного движения казахского народа в конце XIX – в нач
  • Интеграция казахского народа в мировое культурное пространство через русский язык, образование, науку и технику в конце XIX – XX в
  • Становление и развитие абаеведения как научного направления
  • Наследие Абая и процесс глобализации
  • Творческое наследие Абая и международные (ЮНЕСКО) и отечественные организации (научные центры, библиотеки и др
Основная литература
  • Абай Кунанбаев Қара Сөз. Книга Слов/Атамура,Алматы, 2020 Абайтану; Таңдамалы еңбектер : - Алматы : Қазақ университеті, 2020; Антология абаеведения : в десяти томах / КазНУ им. ал-Фараби, Научно- исследовательский ин-т Абая; [гл. ред. Ж. К. Туймебаев ; под общ. ред. Ж. Дадебаева ; сост.: Л. Мусалы и др.]. – Алматы : Қазақ ун-ті, 2021. Григорьев Е.И. Абай и движение «Алаш», Усть-каменогорск,2020; Григорьев, Е. И. Адам бол. Этико-философское учение Абая/Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2020; Абай және алаш : абайтанудың кейбір мәселелері / З. Кәрімхан, Е. Тоқтарбай. - Нұр-Сұлтан : Алашорда, 2021. - 336 б.
Дополнительная литература
  • 1. Кунанбаев А. Слова назидания / Пер. С. Санбаева.- Алматы: Алматы кітап баспасы, 2013. – 224 с. 2. Абай. Алматы: Жібек жолы, 2012. – 487 б. 3. Абай Құнанбайұлы көңілімнің санасы. Алматы: Олжас кітапханасы, 2012. – 179 б. 4. Тажибаев Т. Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; 5. Абай энциклопедиясы.-Алматы: Атамұра, 1993. 6. Ауезов М. Абай Кунанбаев.- Алматы: Санат, 1995 7. Ауэзов М. Абай (Ибрагим) Кунанбаев. Жизнь и творчество / В кн.: Абай Лирика и поэмы.- М.:Худ.лит., 1940.- С. 11-30 8. Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб.: Мысли разных лет, Алма-Ата, 1959 9. Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956 10. Сильченко М.С. Абай. Очерки жизни и творчества – Алма-Ата: Госполиграфия, 1945.- С. 112 с. 11. Мұхтар Әуезов энциклопедиясы - Алматы, «Атамұра» баспасы, 2011 ж. 12. Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957 13. Тажибаев Т. Абай Кунанбаев о воспитании молодежи, Алма-Ата, 1954. 14. Иманбетов А.Н. Қазақ этнопедагогикасының негізінде студенттерге патриоттық тәрбие беру: П.ғ.к. ... автореф. Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2007. – 30 б. 15. Орынбеков М. С. Философские воззрения Абая. - Алма-Аты: Білім, 1995. - 136 с. 16. Қазақ философиясы тарихы (ежелгі дәуірден қазіргі заманға дейін). Қазақтың ағартушылық философиясы / З.К. Шәукенова және С.Е. Нұрмұратовтың жалпы редакциясымен. – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану институты, 2015ж. 17. Сегизбаев О.А. История казахской философии: от первых архаических представлений древних до философии развитых форм первой половины XX столетия - Алматы: Ғылым, 2007.- 456 с. 18. Б.Ыбырайым. Ақындар аманаты: Хрестоматия-компендиум.-Алматы: Абай атындағы ҚазҰПУ: «Ұлағат» баспасы, 2012.-360 б. 19. Григорьев Е.И. Адам бол: Этико-философское учение Абая /ВКГТУ, «Ассоциация выпускников УКСДИ – ВКТУ – РГКП ВКГТУ им. Д. Серикбаева “Алтын бесiк”». - Усть-Каменогорск, 2006. 20. Григорьев Е.И. Прометей великой степи / Издательство ВКГТУ, Ассоциация выпускников УКСДИ – ВКТУ – ВКГТУ «Алтын бесік».- 4-е изд., перераб. - Усть- Каменогорск, 2005. 21. Абай (Ибраһим) Құнанбайұлы. – Алматы, «Әдебиет әлемі», 2013.-500б. 22. Абай. Қара сөздері. – Алматы: Өнер, 2006. – 124 б. 23. Абай. Қалың елім, қазағым... Өлеңдер . – Алматы: Атамұра, 2002. -224 б. Интернет источники: http://ksu.edu.kz/files/nauka/berkimbaeva_a.pdf https://web.archive.org/web/20121227094606/http://abai.norbekov.kz/ https://rus.azattyq.org/a/abay_kunanbayev_loneliness/2124729.html https://www.youtube.com/watch?v=56Up3HypTRA https://e-history.kz/ru/contents/view/1652 https://tengrinews.kz/opinion/abay-i-monten-941/ https://rus.azattyq.org/a/kodar-o-filosofskoy-proze-abaya/27182376.html https://ru.sputniknews.kz/culture/20190810/11225153/abay-fakty-den-rozhdeniya.htm