Философия
Beschreibung: Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека. Философия как способ познания и освоения мира. Становление философии, экономические, социальные и общекультурные предпосылки её возникновения. Объект и предмет философии, многообразие подходов и эволюция содержания её предметного поля в процессе развития философии. Соотношение философского и научного знания, их связь и взаимопроникновение, сходство и различие. Основной вопрос философии и две его стороны. Материализм и идеализм - два основных направления в философии. Онтология как отрасль философии, учение о бытии. Философское учение о материи. Философская картина мира. Социальная философия в структуре философского знания, её соотношение с социологией. Философское понятие общества. Проблема человека в философии. Человек и природа. Проблема происхождения человека. Ценности человеческого существования. Аксиология как философское учение о ценностях. Этика – учение о морали и нравственности, ее место в структуре философского знания. Философия сознания. Сознание как отражение. Сознание – продукт общественного развития. Сознание и самосознание. Функции сознания. Философия познания. Сознание и познание. Гносеология – философская теория познания. Главная роль, функция философии состоит в том, чтобы сделать человека человеком, наполнить жизнь человека высшим смыслом, идеями и непреходящими ценностями.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Человек. Общество. Право. Школьный курс
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | ответить на письменный экзамен |
Komponente: Обязательный компонент
Zyklus: Общеобразовательные дисциплины
Цель
- Формирование целостного представления о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности
Задача
- - освоение основ философско-мировоззренческой и методологической культуры в контексте модернизации общественного сознания и решения глобальных задач современности: - формирование философской рефлексии, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции: - развитие научно-исследовательских способностей и формирование интеллектуального и творческого потенциала
Результат обучения: знание и понимание
- - описывать основное содержание онтологии и метафизики в контексте исторического развития философии; - объяснять специфику философского осмысления действительности; - обосновывать мировоззрение как продукт философского осмысления и изучения природного и социального мира; - интерпретировать содержание и особенности исторических типов мировоззрения; - обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей личности и общества; - анализировать философский аспект текстов, социально-культурных и личностных ситуаций для принятия решений; - формулировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современного глобального общества.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - анализировать философский аспект текстов, социально-культурных и личностных ситуаций для принятия решений - формулировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современности - проводить исследование, актуальное для выявления философского содержания проблем в профессиональной области
Результат обучения: формирование суждений
- - обосновывать мировоззрение как продукт философского осмысления и изучения природного и социального мира - интерпретировать содержание и особенности исторических типов мировоззрения - обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей личности и общества - анализировать философский аспект текстов, социально-культурных и личностных ситуаций для принятия решений
Результат обучения: коммуникативные способности
- - объяснять специфику философского осмысления действительности - обосновывать роль и значение ключевых мировоззренческих понятий как ценностей личности и общества - формулировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современности
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - классифицировать методы научного и философского познания мира - проводить исследование, актуальное для выявления философского содержания проблем в профессиональной области
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - студент-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта», «игровое моделирование»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Устный ответ на семинары 1-7 | 0-100 |
Выполнение 1-7 СРОП | ||
2 Bewertung | Устный ответ на семинары 8-15 | 0-100 |
Выполнение 8-15 СРОП | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
письменный опрос | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
устный опрос | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
тестирование | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Философия как социокультурный феномен. 1. Основные подходы к определению философии. 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы 3. Предмет философии 4. Структура и функции философии
- Философия в исторической динамике культуры. 1. Предпосылки возникновения и концепции происхождения философия Многообразие форм философии. Исторические типы философии, их особенности 3. Феномен тюркской и казахской философии. Философия и фалсафа
- Философия сознания. 1. Проблема сознания в истории философии 2. Происхождение, сущность, структура и функции сознания 3. Мышление и язык. Роль языка в духовном обновлении общества
- Философия бытия. 1. Философская категория «бытие»: смысл, формы, категории 2. Философское учение о материи, ее сущности и атрибутах 3. Проблема соотношения бытия и мышления.
- Познание и творчество как способ бытия человека в мире. 1. Гносеология как философское учение о познании. 2. Уровни и формы познания 3. Проблема истины в философии
- Философия науки, техники и технологий 1. Понятие науки как вида духовного производства. Особенности научного познания. 2. Структура, уровни, форма и методы научного познания. 3. Наука и техника. Философские проблемы техники и технологий.
- Проблема человека в философии 1 Специфика философского подхода к рассмотрению человека 2 Концепции человека в истории философии 3 Бытие человека в мире 4 Человек как индивид, индивидуальность, личность
- Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии. 1. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества 2. Проблема смысла и цели жизни человека. 3. Проблема жизни и смерти, смысла жизни в казахской философии
- Философия искусства. 1. Своеобразие искусства как феномена культуры. 2. Эстетические воззрения в истории философии 3. Основные эстетические категории
- Философия ценностей 1. Ценности в человеческой жизни, их природа и принципы классификации 2. Основные виды и роль ценностей в обществе 3. Нравственные (этические), политические и правовые ценности 4. Профессиональная этика инженеров
- Философия свободы. 1. Понятие свободы в истории философии 2. Виды свобод, их историческое развитие 3 Диалектика свободы и необходимости, свободы и ответственности
- Проблема общества и культуры в философии. 1 Специфика философского подхода к пониманию общества, основные философские концепции общества 2 Понятие общества, его сущность, структура, типы 3. Культура, ее природа, теории культуры в истории философии
- Философия истории. 1. История как предмет философского осмысления 2. Источники, субъекты, движущие силы исторического процесса. 3. Понятие социального прогресса и проблема его критериев. Эволюционное и революционное в историческом процессе 4. Единство и многообразие мировой истории. Формации и цивилизации 5. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия
- Философия религии. 1. Философское определение религии. Религия и философское знание 2. Происхождение и ранние формы религии 3. Мировые религии: буддизм, христанство, ислам 4. Религиозно-философские концепции XIX-XX вв.
- «Мәнгілік ел» и «Рухани жаңғыру» - философия нового Казахстана. 1. Идеи и категории «Мәңгілік Ел» и «Ұлы Дала». 2. Модернизационные процессы в современном Казахстане: социально-политический, экономический и культурный аспекты. 3. Основные векторы модернизации общественного сознания.
Основная литература
- 1. Габитов Т.Х. и т.д. Философия: Учебник. – Алматы: Лантар Трейд, 2019. – 380 б. 2. Нұрышева Г.Ж. «Философия» – Алматы: Інжу-маржан, 2017. 3. Петрова В.Ф., Хасанов М.Ш. «Философия». – Алматы: Эверо, 2019. 4. Ғарифолла Есім «Қазақ философиясының тарихы» – Алматы, 2018. 5. Бертран Р. «История западной философии» – М.: Издатель Litres, 2018. – 1195 с. 6. Кенни Э. «Батыс философиясының жаңа тарихы. 1-том: Антика философиясы» – Астана, 2018. – 408 с. 7. Кенни Э. «Батыс философиясының жаңа тарихы. 2-том: Орта ғасырфилософиясы» – Астана, 2018. – 400 с. 8. Kenny A.«New History of Western Philosophy». Volume 1-4. –Oxford University Press, 2006 - 2020.
Дополнительная литература
- 1 Абишев К., Абишева А.К. Философия. Учебник для студентов, магистрантов, докторантов PhD вузов. Под ред. З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, права и религиоведения КН МОН РК, 2018. – 520 с. 2 Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник для вузов. Люберцы: Юрайт, 2017. – 318 с. 3 Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М.: Проспект, 2018. - 240 c. 4 Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие. – М.: Проспект, 2019. –256 с. 5 Армстронг Карен История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 720 с. 6 Бучило Н.Ф. Философия: учеб.ное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 325 с. 7 Гриненко Г.В. История философии. В 2-х ч. Ч.2: от XVII до XXI века: Учебник-Люберцы: Юрайт, 2019. – 402 с